Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Еду я на Родину: как скульптор с мировым именем возрождает родное село

Зачем известный скульптор Даши Намдаков вкладывает деньги и талант в российскую глубинку

Обсудить

Скульптор с мировым именем Даши Намдаков, чьи работы можно найти во многих крупных музеях и частных коллекциях планеты, решил оставить свои дела в Англии, Италии и Москве, чтобы приехать в глухую деревню под Читой и реализовать там дорогостоящий проект. Все ради одного — спасти родную деревню Укурик от забвения, которое поглощает одно село за другим по всей стране.

Еду я на Родину: как скульптор с мировым именем возрождает родное село

В Укурике Намдаков со своей командой строит ленд-арт парк «Тужи» — творческое пространство, где он будет обучать сельчан и туристов своему ремеслу.

Справка

Даши Намдаков — российский скульптор, график, ювелир. Академик Российской академии художеств, Заслуженный художник РФ, почетный член Академии искусств Флоренции. Искусствоведы нередко называют его «бурятским Пикассо» и «азиатским Дали» наших дней.

Его выставки проходили на главных художественных площадках мира — от Токио и Пекина до Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Работы хранятся в фондах Эрмитажа, Московского музея современного искусства, в Музее Востока, а также в музеях многих стран мира. Скульптуры имеются в частных коллекциях Владимира Путина, Романа Абрамовича, Герхарда Шредера и Умы Турман. Также Даши был награжден премиями «Ника» и «Золотой Орел» за работу художника-постановщика в фильме «Монгол» Сергея Бодрова — старшего.

Еду я на Родину: как скульптор с мировым именем возрождает родное село
Даши Намдаков

До малой родины Даши Намдакова из Читы на авто можно добраться за пару часов — примерно 150 км по трассе, частично гравийной. До соседнего поселка Могзон ходит общественный транспорт — автобус и электричка, дорога на них займет около 3 часов, еще 20 км до Укурика можно проехать на такси. Цены на дорогу для горожан просто смешные.

Сегодня Даши — человек мира во всех смыслах слова. Его работы представлены во многих музеях и частных коллекциях планеты, его скульптуры украшают города, какое-то время — даже центр Лондона. При этом сам он живет сразу на три страны.

Конечно, в Укурике сейчас не такая критичная ситуация, как, например, в уже погибшей, расположенной неподалеку Улётке. Летом деревня на 60 дворов совершенно не выглядит брошенной. У ограды каждого четвертого двора машина или детский велик. Покосившихся заборов и брошенных домов почти нет, а те, что, кажется, пустуют, даже без заборов стоят с целыми окнами, прикрытыми занавесками. 

На одной улице кирпичный дацан (буддийский храм. — Прим. ред.), на другой — новый Дом культуры, обшитый сайдингом. Причем оба объекта жители строили своими силами.

Другая картина здесь зимой. Молодежь и люди среднего возраста давно уехали в ближайшие города — Читу и Улан-Удэ, остались в основном старики. И тех на зиму дети стараются забрать в город — в морозы страшно оставлять одних в деревне. А дома в Укурике превратились, скорее, в дачи, куда старики с внуками приезжают на лето, работающие — в отпуска и на выходные. 

Еду я на Родину: как скульптор с мировым именем возрождает родное село

— Ровно год назад я приехал в деревню и не узнал ее: все разъехались после праздников. До этого было как-то все нормально, детвора все лето здесь копошилась. А сейчас дети без интернета жить не могут, а в деревне интернета нет. И всё, разъехались. Мы так призадумались: надо принимать срочное решение, что с этим делать. Надо возвращать людей домой обратно. А для того чтобы их вернуть, у меня есть только искусство, только так я могу повлиять, — вспоминает Даши события годичной давности.

Скульптор при этом осознает всю сложность задачи:

— Вы же понимаете, что это проблема не только нашей деревни, а деревни вообще. И даже не в Забайкалье, а во всей России. Представляете, сколько людей переезжает в большие города, особенно в Москву. Скоро вообще будет как в Монголии, где полстраны живет в Улан-Баторе. Кочевая страна, где люди испокон веков занимались скотоводством, теперь живет в городе. Что будет с нашей страной, когда все переедут в Москву, в крупные города? — недоумевает мастер.

Очень серьезно помогает Даши в этом проекте — ментальная особенность бурятов. Хоть они изначально и кочевой народ, но очень тепло относятся к малой родине, к дому родителей. И в межнациональном Забайкальском крае это видно особенно хорошо: русские деревни умирают чаще и быстрее бурятских.

 Самое важное в бурятской ментальности — это корни. Если мы их не спасем, то у нас будут сложности. А корни ослабевают, потому что они здесь, а народ живет в городах. И эта культура теряется. Люди не понимают, живут другими ценностями, которые не свойственны нам. И в поисках других ценностей мы можем потерять свои. Тогда будет катастрофа, собственно, так уже и происходит — потеря языка, традиций, культуры, — досадует Даши.

Ленд-арт-парк «Тужи» возводят на берегу реки Хилок в 2 километрах от Укурика. По заверениям команды Даши, он станет современным туристическим арт-проектом, базирующимся на имени и таланте мастера.

Еду я на Родину: как скульптор с мировым именем возрождает родное село

Сейчас возводят парк скульптур. Здесь же уже возвели культурный центр, строят две мастерские, цепочку гостевых домов и юрт, ресторан и кафе, баню.

За организацию питания на территории парка отвечает опытный ресторатор, автор ряда успешных проектов в Чите Юлиан Некрасов. Он со своей командой непосредственно участвовал в проектировании кафе и ресторана, чтобы всё вышло на уровне лучших городских заведений. 

— В ресторане «Тужи» будет уровень не ниже моего городского ресторана — это 100%. Кафе будет чуть более демократичное. Будет уютно, чисто, хорошая кухня. Можно будет вкусно поесть, после того как здесь погуляешь, посмотришь местные красоты. Уже в самое ближайшее время мы сюда поставим оборудование и кафе с локальной кухней уже начнет свою работу, мы приступим к проработке. Я думаю, что к 20-му числу (20 июля. — Прим. авт.) уже многие блюда можно будет попробовать, — пообещал Юлиан.

— Мы строим здесь творческую среду, куда смогут приезжать и где смогут работать художники из ближних и дальних стран, россияне. Я хотел бы, чтобы среди них было очень много детворы, которая бы видела процесс, училась рисовать. Для этого организуем здесь летний детский лагерь. Будем преподавать бурятский язык, преподавателей уже нашли. Туристов тоже будем рады видеть — всё для комфортного отдыха здесь будет. До этого я бывал здесь раза четыре в год, хотя здесь не было никаких условий для работы. Если же они появятся, построим мастерскую, как в Италии, я буду проводить здесь еще больше времени. Тем более здесь для меня абсолютно комфортные условия, — пообещал Даши.

Еду я на Родину: как скульптор с мировым именем возрождает родное село

Краевые власти, узнав о проекте, помогли Даши с инфраструктурой: отсыпали дорогу, провели электричество, поставили туристический центр. Но это только часть расходов, скульптор тратит на проект не меньше.

— Сейчас даже переживаю, что воспользовался помощью государства. Но, с другой стороны, разве государство не должно помогать деревне? Притащить в деревню дорогу, электричество — государство, по идее, должно заниматься этим. Для меня этот проект никак не окупаем. Я не жду от него какого-то бизнеса. Мне важно сейчас всё построить, вложиться, а дальше чтобы он сам жил. Чтобы мои сельчане жили, зарабатывали — чтобы деревня жила! Чтобы детям и внукам было куда приехать. Я уже в таком возрасте, когда я должен что-то отдавать, — глубокомысленно заключает скульптор.

— Вся семья поддержала идею Даши, а сейчас все здесь — работают над проектом. Вся семья Даши, нас 10 человек, постоянно находится в Укурике, все непосредственно участвуем в проекте. Помимо этого, у нас здесь восемь скульпторов сейчас, будет еще усиление. Три бригады строителей. Постоянно приезжают гости на день-два, помогают тоже. Всего человек 60–70 у нас набирается в команде, которая создает парк. А недавно здесь еще были дорожники, их размещали всей деревней. К открытию парка, которое состоится 24 июля, у нас будет готово шесть скульптур, зона гостеприимства, размещения, питания. Встретим всех достойно, — заверяет администратор проекта «Тужи», невестка Даши Димит Намдакова.

+1

Использованы фото и материалы NGS24.RU

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения