Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Едва не погибшая экспедиция: как Василий Поярков до устья Амура дошел

Попытка землепроходца отыскать месторождения серебра обернулась конфликтом с коренными народами

5 октября 2023Обсудить

История освоения Сибири во многом похожа на приключенческий роман, герои которого идут в неведомые земли, попадают в передряги, сталкиваются с туземцами. Причем эти герои зачастую оказываются людьми суровыми, готовыми почти на всё ради достижения поставленной цели. Именно таким человеком был знаменитый землепроходец XVII века Василий Данилович Поя́рков.

Едва не погибшая экспедиция: как Василий Поярков до устья Амура дошел

Сбор ясака казаками в Сибири на картине неизвестного художника XIX века

Источник:

Wikimedia Commons

Из Кашина в Сибирь

О детстве и юности Василия Пояркова почти ничего не известно. Считается, что он родился в 1597 году в городе Кашине Тверского уезда и происходил из служилых людей. Как Поярков попал в Сибирь, мы не знаем, но в начале 1640-х годов он оказался в Ленском остроге, где занимал должность письменного головы при якутском воеводе Петре Петровиче Головине и выполнял разные поручения — по всей видимости, он был достаточно образован для такой службы.

Едва не погибшая экспедиция: как Василий Поярков до устья Амура дошел

Владимир Кайдалов. Портрет Василия Пояркова. 1945

Источник:

goskatalog.ru / Дальневосточный художественный музей

В то время Головину регулярно поступали сведения о сказочно богатых землях в долинах Шилки и Амура. В частности, по сообщениям Максима Перфильева, на Шилке жил князь Лавкай, а в его владениях находилась серебряная руда — «одна в утесе в горе, а другая руда в горе». Помимо того, лавкаевы земли богаты были медью и свинцом. От томских землепроходцев удалось получить скупую информацию о не менее загадочной и богатой территории за Алданским хребтом.

Дабы убедиться в достоверности этих сведений, разведать новые края, а заодно привести в русское подданство новые народы, Петр Головин решил организовать экспедицию к Амуру. Возглавить отряд он поручил  Василию Пояркову, наказав письменному голове собирать подробную информацию о географии, природных ресурсах региона, и «пришед к серебряной руде, острог поставить и укрепиться всякими крепостьми, чтоб в остроге от приходу воинских людей сидети было бесстрашно; и серебряные руды велеть при себе весом плавить».

По сибирским рекам

В июле 1643 года Поярков выступил из перенесенного на новое место Ленского острога (ныне это город Якутск). В его отряд входили 133 человека: 112 казаков, 15 охотников, два сборщиков ясака — налога пушниной, два переводчика, кузнец и сам Поярков.

Едва не погибшая экспедиция: как Василий Поярков до устья Амура дошел

Бассейн реки Алдан

Источник:

СафроновАВ, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

На нескольких плоскодонных судах-дощаниках экспедиция Василия Пояркова спустилась по Лене до ее притока Алдана, а затем, преодолевая течение, отряд поднялся по Алдану до устья реки Учур. Через несколько дней плавания по Учуру Поярков и его спутники достигли бурной, изобилующей опасными порогами речки Гонам. Путь по ней был долгим и трудным: десятки раз дощаники приходилось тащить волоком. Поднимаясь по Гонаму экспедиция потеряла пару лодок, а также часть оружия и припасов.

С наступлением морозов дальнейшее продвижение по реке стало невозможным. Поярков приказал построить зимовье, где провел с казаками всего две недели. Ждать потепления он не желал, а потому, взяв с собой 90 человек, отправился к Становому хребту.

В сохранившихся документах указано, что Поярков сперва двигался по реке Нюемка. Распространено мнение, что под этим названием подразумевается современная река Нуям, но более вероятно, что казаки прошли по реке Сутам, которая, в отличие от Нуяма, протекает вблизи от Станового хребта, куда стремился отряд Пояркова. Перевалив через хребет и спустившись по Брянте и Зее, землепроходцы поставили зимовье возле места впадения в Зею реки Умлекан. Здесь Поярков намеревался собрать информацию о местном населении и природных богатствах, а потом дождаться остальную часть отряда, оставшуюся зимовать на Гонаме.

Дипломатический провал

В этих краях казаки встретили дауров. Те сперва охотно общались с землепроходцами, рассказывая об окрестных землях и жаловались на периодические набеги людей хана Богдоя (так в документах того времени именовался китайский император).

Ближайшее к зимовью Пояркова даурское селение не могли обеспечить потребности экспедиции в провизии, и Василий Данилович отправил за припасами в земли местного князя Досия отряд в 70 человек во главе с пятидесятником Юрием (Юшкой) Петровым. Добравшись до поселения Молдыкидыч, Петров сперва договорился с Досием о продовольствии для отряда и ясаке, но затем аппетиты казака выросли, и он попытался захватить укрепленный городок, в который дауры изначально не пустили казаков, предложил им поселиться в юртах поблизости.

Едва не погибшая экспедиция: как Василий Поярков до устья Амура дошел

Николай Каразин. «Сибирские казаки исследуют новые земли». 1870-е

Источник:

Wikimedia Commons

Нападение закончилось неудачно — понеся потери, отряд Петрова отошел к своим юртам, а вскоре вынужден был налегке отступить к зимовью Пояркова. Так экспедиция лишилась не только продовольствия, в котором отчаянно нуждалась, но и доверия дауров. В январе 1644 года они осадили зимовье Пояркова. Вскоре среди его людей начался сильнейший голод. Казаки ели кору и коренья, а затем перешли на мертвечину. Об этом, в частности, писал историк Сергей Соловьев в своем труде «История России с древнейших времен»: 

«Служилых людей он бил и мучил напрасно и, пограбя у них хлебные запасы, из острожка их вон выбил, а велел им идти есть убитых иноземцев, и служилые люди, не желая напрасною смертию помереть, съели многих мертвых иноземцев и служилых людей, которые с голоду померли, приели человек с пятьдесят; иных Поярков своими руками прибил до смерти, приговаривая: «Не дороги они, служилые люди! Десятнику цена десять денег, а рядовому два гроша».

К весне Василий Данилович потерял примерно половину своего отряда. В мае выжившие казаки дождались соратников с Гонама, которые пробились сквозь осаждающих и доставили Пояркову припасы. Погрузившись на корабли, экспедиция, в которой осталось около 70 человек, направилась вниз по Зее.

Амурская одиссея

Казалось, что самые страшные дни экспедиции остались позади, но Поярков столкнулся с новыми трудностями: местное населения, будучи уже наслышанным о жестокостях и людоедстве русских, не позволяло им даже причалить к берегу.

В июне казаки добрались до устья Зеи и вошли в Амур. Здешние земли давали хороший урожай — Василий Данилович задумал срубить острог и перезимовать, чтобы на следующий год отправиться вверх по Амуру в поисках желанных месторождений серебра. Однако тут экспедицию постигла новая трагедия: отряд в 25 человек, который Поярков отправил на разведку вниз по Амуру, был почти полностью перебит в стычке с дючерами — назад вернулись лишь пять казаков.

После таких потерь Поярков отказался от идеи зимовки и решил, вопреки первоначальному плану экспедиции, двинуться вниз по Амуру, надеясь, что там ему все удастся отыскать залежи серебряных и других руд.

Едва не погибшая экспедиция: как Василий Поярков до устья Амура дошел

Группа гиляков (нивхов)

Источник:

World History Archive via Legion Media

Только в низовьях Амура, в землях гиляков (нивхов) Пояркову удалось перевести дух и спокойно зазимовать. Местные князья приняли российское подданство и заплатили ясак. Гиляки также рассказали русским пришельцам об острове Сахалин и странном волосатом народе, проживающем на нем. Этим народом были загадочные и сегодня айны.

К концу зимы 1645 года казаки вновь страдали от голода. В мае Поярков вывел свою истощенную дружину в Амурский лиман и отправился в приборежное плавание по Охотскому морю. Возле устья Ульи казачьи суда попали в шторм. Василий Данилович распорядился причаливать и готовиться к зимовке. Благо, что здесь уже стояло зимовье, построенное в 1639 году пешим казаком-землепроходцем Иваном Москвитиным. Казаки сумели восстановить силы, построили новые суда и весной 1646 года по реке Мае, а затем по Алдану и Лене направились домой. До Якутска в июне 1646-го добрались 53 участника экспедиции Пояркова — за три года отряд потерял 80 человек.

Едва не погибшая экспедиция: как Василий Поярков до устья Амура дошел

В 2001 году Банк России выпустил 50-рублевую памятную монету в честь Пояркова и его экспедиции. Сегодня она высоко ценится нумизматами

Источник:

cbr.ru

Результаты экспедиции Пояркова были неоднозначными. С одной стороны, она вошла в историю освоения Сибири и Дальнего Востока. Например, землепроходцы выяснили, что на Амуре проживают народы, выращивающие ячмень, овес, горох, а значит, и русским поселенцам можно будет заниматься тем же. Также отряд Василия Даниловича открыл Зейско-Буреинскую равнину, проложил путь по Амуру до Охотского моря, собрал сведения о Сахалине. С другой стороны, казаки так и не нашли месторождений руды, а конфликт с даурами и их соседями имел последствия для других экспедиций землепроходцев.

Тем не менее для самого Пояркова трехлетний поход закончился хорошо. В Якутске он прослужил до 1648 года, а затем был вызван в Москву, где его произвели из удельных дворян в московские. В конце 1650-х Василий Поярков исполнял обязанности воеводы в крепостном городе Усерде на территории современной Белгородской области. Его имя в последний раз упоминается в хрониках в 1668 году, который и принято считать годом смерти Пояркова. Сегодня в честь этого землепроходца названы несколько улиц российских городов, село в Амурской области и теплоход, работающий на Амуре.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения