Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Эффект «Переходного возраста»: почему британский сериал о травле стал так популярен и чем он важен — разбираемся с психологом

Это далеко не первый сериал о проблемах подростков, но явно один из самых ярких и запоминающихся

24 марта 2025Обсудить

Британский мини-сериал «Переходный возраст», выпущенный стриминговым сервисом Netflix в середине марта 2025 года стремительно стал одним из самых обсуждаемых проектов последнего времени. И пока критики хвалят четырехчасовую драму о подростке, обвиняемом в жестоком убийстве, соцсети обрастают ветками обсуждений вокруг спорных и сложных тем, поднятых создателями сериала. Вместе с психологом благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Инной Пасечник Vokrugsveta.ru попытался разобраться, почему сериал «Переходный возраст» оказался так популярен и почему его нужно смотреть.

Кадр из сериала | Источник: It's All Made Up Productions / Plan B Entertainment / Warp Films / Album via Legion Media

Кадр из сериала

Источник:

It's All Made Up Productions / Plan B Entertainment / Warp Films / Album via Legion Media

Краткое содержание сериала «Переходный возраст»

В небольшом английском городке произошло жестокое убийство. Жертва — девочка-подросток Кэти Леонард. Обвиняемый — 13-летний школьник, тихоня Джейми Миллер (Оуэн Купер), живущий в образцовой счастливой семье. Его мать Манда (Кристина Тремарко) — домохозяйка, отец Эдди (Стивен Грэм, один из сценаристов сериала) чинит туалеты и неплохо зарабатывает. Еще один ребенок в семье Миллеров — старшая сестра Джейми Лиза (Амели Пиз), которая постоянно «сидит» в смартфоне и уже встречается с парнями.

Кадр из сериала | Источник: Netflix / YouTube

Кадр из сериала

Источник:

Netflix / YouTube

Джейми не любит спорт, у него почти нет друзей, а в школе его дразнят и унижают. Чтобы хоть как-то реабилитироваться, он заводит страничку в социальной сети, но и там его продолжают травить, называя инцелом (движение мужчин, которые перекладывают вину за собственное сексуальное воздержание на женщин).

Вломившиеся в дом к Миллерам полицейские забирают Джейми в участок. От страха он мочится в штаны и повторяет только одну фразу: «Пап, я ничего не делал!». Уже в конце первой серии полицейский показывает видео с камеры видеонаблюдения, на котором Джейми семь раз наносит ножом удары Кэти. Но почему подросток из благополучной семьи решается на такое зверское преступление?

Как снимали сериал

Режиссер «Переходного возраста» Филипп Барантини снял каждую серию одним кадром. Этот трюк он уже успешно провернул в фильме о шеф-поваре «Точка кипения» (2021). Кстати, главную роль там сыграл Стивен Грэм — сценарист и исполнитель роли Эдди Миллера в «Переходном возрасте».

На протяжении каждой серии камера следит за главными героями — за счет этого приема достигается эффект присутствия, зрители становятся соучастниками событий. Отсутствие монтажных склеек не дает шанса отвлечься, хотя порой эмоциональный накал становится настолько сильным, что хочется отвернуться или закрыть глаза.

Кадр из сериала | Источник: Netflix / YouTube

Кадр из сериала

Источник:

Netflix / YouTube

Максимально эффектно выглядит операторская работа во второй серии. Камера неотступно следует за героями, а потом взлетает на дроне и медленно, под кавер на песню Стинга Fragile, движется от школы к парковке, на место убийства.

Нарочитая театральность «Переходного возраста», с четырехактной композицией — новое слово в сериальном мире. Именно камерность, лаконичность и какая-то приглушенная тихая драма делают этот проект таким привлекательным. Зритель, уставший от спецэффектов с компьютерной графикой, истосковался по простым диалогам и понятным проблемам быта и воспитания подрастающего поколения.

Почему сериал «Переходный возраст» стал так популярен

Создатели «Переходного возраста», подняв острые темы буллинга и отношений отцов и детей, Америку, конечно, не открыли. В 2010 году в России Валерия Гай Германика сняла «Школу», которую показывали на «Первом канале». Еще раньше, в 2007 году, эстонский режиссер Ильмар Рааг оглушил нас «Классом». 10–15 лет назад по миру вообще прокатилась волна фильмов, транслирующих, как тяжело живется подросткам, как они сталкиваются с неприятием сверстников, с травмами и насилием. Спустя время все эти темы себя не исчерпали. Только современный кинематограф и телевидение уже не просто рассказывают об ужасных фактах, они демонстрируют событие с точки зрения эмоциональных переживаний героев.

Инна Пасечник | Источник: Инна Пасечник

Инна Пасечник

Источник:

Инна Пасечник

— Форма подачи материала стала более психологична и эмоциональна, — считает психолог благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Инна Пасечник. — Общество уже созрело, чтобы смотреть в глаза и этой правде тоже. Потому что, на самом деле, каждый из нас либо был в таких же историях, либо это происходило где-то рядом с нами. Подростковая среда всегда была игнорирующей, агрессивной. В ней надо было выживать.

Психолог считает, что среда, которая показана в сериале, «до некоторой степени типична для нашего времени». Такое общество, по ее словам, формируется за счет детей, до которых родителям нет дела.

— Взрослые нацелены на достижение профессиональных высот, устраивают свою личную жизнь, — говорит Пасечник. — Из такого не очень счастливого мира отверженные дети. И они начинают преследовать своих сверстников, чтобы за счет них чувствовать себя более уверенными, сильными, влиятельными. Так возникают «болезные сообщества», где происходит травля — издевательства одних детей над другими, процветает мощная сегрегация, формируются «элита» и «отверженные». Мы выпускаем в общество травмированных детей, которые пытаются реабилитироваться за счет других, раня своих сверстников.

Разбирая феномен травли, Пасечник называет его порождением больного общества в целом, всего школьного сообщества, а не конкретного человека. Поэтому бессмысленно лечить одного провинившегося ребенка.

— Это то, что они приносят, с одной стороны, из своих семей, а с другой — это то, что рождается уже внутри школы, — объясняет психолог. — Когда дети чувствуют пренебрежение к себе со стороны учителей, тревогу и страх по отношению к учителям, они начинают отыгрываться друг на друге.

Эффектная третья серия

Журнал Empire называет третий эпизод «Переходного возраста» «одним из лучших в истории телевидения». В нем герой Оуэна Купера, ожидающий решения суда в психиатрической больнице, выплескивает всю гамму своих переживаний, вскрывает гнойные душевные раны перед психологом Брайони Аристон (Эриэн Доэрти). По сути, в кадре только два человека — ребенок и взрослый. При этом методы психолога производят большое впечатление на профессиональное сообщество.

Кадр из сериала. В третьем эпизоде 15-летний Оуэн Купер, для которого роль в «Переходном возрасте» стала дебютом в кино, демонстрирует широчайший диапазон эмоций: от страха и отчаяния, до неуправляемого гнева с маниакальными замашками | Источник: It's All Made Up Productions / Plan B Entertainment / Warp Films / Album via Legion Media

Кадр из сериала. В третьем эпизоде 15-летний Оуэн Купер, для которого роль в «Переходном возрасте» стала дебютом в кино, демонстрирует широчайший диапазон эмоций: от страха и отчаяния, до неуправляемого гнева с маниакальными замашками

Источник:

It's All Made Up Productions / Plan B Entertainment / Warp Films / Album via Legion Media

— Мне сложно представить, что детский психолог будет так разговаривать с ребенком. Сам по себе способ общения травматичен, — считает Пасечник. — У этого специалиста есть задачи вывести главного героя на какие-то неконтролируемые реакции, чтобы посмотреть, что могло происходить ним в тот момент, когда он решился на нападение. У психолога есть цель — задеть болезненные места мальчика, создав у него такой стрессовый фон, чтобы понять, как отреагируют его защитные механизмы личности и действительно ли у него есть какая-то неконтролируемая агрессия или диссоциация.

Назвать такой способ разговора с ребенком уместным или хотя бы приемлемым психолог не решается.

— После такого разговора ребенка еще нужно будет некоторое время подлечивать, «собирать по частям», потому что его просто загоняют в угол, фрустрируют, — говорит Пасечник.

Почему сериал нужно обсуждать с детьми

Психолог не отрицает, что смотреть «Переходный возраст» будет тяжело, особенно людям, склонным к эмпатии. Однако в том, что кино рано или поздно найдет отклик у подростков, сомневаться не стоит. И здесь важно грамотно подойти к обсуждению сериала с детьми.

— Мы никогда не знаем, как поданная и близкая им информация, будет «переварена», и во что они ее превратят, — говорит Инна Пасечник. — Как, например, надо было обсуждать «Слово пацана. Кровь на асфальте». Потому что-то, что хотели сказать взрослые люди, которые снимали этот фильм, и то, что вынесли из него дети — две большие разницы.

В чем польза «Переходного возраста» для общества

По мнению Инны Пасечник, «Переходный возраст» — неоднозначный, но безусловно полезный проект.

— Он нужен для того, чтобы очнуться, увидеть, что сейчас происходит с нашими детьми, что происходит в школах, чтобы взрослые включились и начали что-то менять: быть внимательнее к детям и тому, что они чувствуют, — делится психолог.

Кадр из сериала. Стивен Грэм, который играет Эдди Миллера, особенно убедителен в четвертой серии, показывающей жизнь Миллеров спустя 13 месяцев после убийства Кэти Леонард. За выдающуюся актерскую работу и Грэму, и юному Оуэну Куперу пророчат премии «Эмми» за лучшие роли | Источник: It's All Made Up Productions / Plan B Entertainment / Warp Films / Album via Legion Media

Кадр из сериала. Стивен Грэм, который играет Эдди Миллера, особенно убедителен в четвертой серии, показывающей жизнь Миллеров спустя 13 месяцев после убийства Кэти Леонард. За выдающуюся актерскую работу и Грэму, и юному Оуэну Куперу пророчат премии «Эмми» за лучшие роли

Источник:

It's All Made Up Productions / Plan B Entertainment / Warp Films / Album via Legion Media

С помощью акцента на комментарии, оставленном в социальной сети, и сцене, где сын объясняет отцу значение некоторых эмодзи, зрители видят, насколько родители и дети не понимают друг друга, говоря буквально на разных языках, существуя в разных мирах с разным способом мышления. Переписка, сопровождающаяся символами, и означающая в современной подростковом мире довольно жестокие вещи, может стать инструментом травли школьников. При этом для взрослых — это обычные веселые картинки.

Полицейские, приходя в школу, говорят, какое «омерзительное это место» и «как тут воняет тушеной капустой». А за момент до этого один из этих детективов слушал аудиосообщение от своего сына, который не хотел идти в школу.

Кадр из сериала | Источник: Netflix / YouTube

Кадр из сериала

Источник:

Netflix / YouTube

— Здорово, что у кого-то хватает смелости снимать такие сериалы, где показано, что боль ребенка настоящая, что его просьбы о помощи — не пустое место, а знак того, что с ним что-то происходит. И мы обязаны пересмотреть свой методы выстраивания отношений с детьми, — подытоживает Инна Пасечник.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения