Как завезти мотоцикл в Китай? Никак. Значит, надо покупать на месте
Схема проста: купить мотоцикл уже в Китае, оформить регистрацию, получить местные права (европейские, даже с заверенным переводом, здесь не катят) — и отправиться в путь. Самостоятельно провернуть всё это сложно, но на помощь пришли друзья и подписчики, давно обжившие Китай. Они нашли подходящий байк, запустили процедуру регистрации, а главное — подсказали отделение полиции, где для получения китайских прав достаточно было посмотреть обучающие видео, без экзамена на китайском языке.
Выбор мотоцикла: только местный
Бюджет путешествия был ограничен, поэтому вариант очевиден — китайский мотоцикл. На местном рынке выбор огромен, а сервис и запчасти доступны повсюду. Андрей выбрал VOGE — марку, которая удачно сочетает ресурс, надёжность и цену.
Настоящий Китай — вне туристических троп
Говоря о Китае, в голову сразу приходят пляжи Хайнаня, Великая стена, Терракотовая армия, утка по-пекински, небоскрёбы Шанхая. Но это Китай для туристов. Андрей же хотел увидеть страну вдали от мегаполисов: одиночество пустыни, величие гор, бескрайние степи.
На практике выяснилось, что известные достопримечательности лучше смотреть по телевизору. Великая стена, Запретный город, Терракотовая армия — вживую они теряют магию, когда вокруг несметные толпы туристов. Шумиха и суета сводят удовольствие к нулю.
Тысяча километров обкатки — на юг, к морю
Первая тысяча километров прошла в обкаточном режиме — из Гуанчжоу на остров Хайнань. Несезон сделал этот участок особенно атмосферным: многокилометровые белые пляжи пусты, воздух прозрачен, море спокойно. Городки замерли в ожидании сезона, время словно остановилось.
В сторону Тибета — туда, где почти нет людей
Затем маршрут уходил в горы — туда, где нет ни туристов, ни даже самих китайцев. Да, Китай перенаселён, но только вдоль морского побережья и крупных рек. Стоит отъехать вглубь страны — и пейзаж меняется. Мегаполисы уступают место деревням, появляются поля, а в предгорьях — настоящие леса. В пустынях, занимающих большую часть Китая, людей почти нет: можно ехать часами, не встречая ни одного дома. Только редкие встречные машины да верблюды.
Тибет — закрытая территория, попасть туда невозможно, но даже проехать вдоль границы оказалось незабываемо. Перевалы на 4500 метров, сахарные снежные вершины, ночёвки в палатке на морозе, приступы горной болезни — и головокружение не только от высоты, но и от потрясающих пейзажей.
Китай пока не осознал туристический потенциал своих гор — и это прекрасно. Если однажды осознает, сюда наедут миллионы туристов, и они за несколько лет вытопчут всё до основания.
Дорога как способ перезагрузки
Такие путешествия дают больше, чем просто красивые пейзажи на карточке памяти фотоаппарата. Долгие дни в пути — это время на размышления. Нет звонков, новостей, суеты. Только ветер, рёв двигателя и бесконечные горизонты. В такие моменты особенно остро чувствуешь свободу — и себя самого.
Асфальт кончается — начинается настоящее приключение
Чем дальше от цивилизации, тем чаще асфальт сменялся грунтом. И это было запланировано: ухоженные грейдеры в ущельях, укатанные песчаные дороги в пустыне — одна из главных целей поездки. Подвеска мотоцикла позволяла ехать уверенно, а запас хода на полном баке — больше 300 км.
Кстати, в пустыне Гоби пейзаж оживляют верблюды. Эти животные игнорируют движущийся мотоцикл, но стоит остановиться, чтобы сделать фото — разбегаются в ужасе. Видимо, какой-то фотограф когда-то оставил им глубокую травму.
Великая Китайская стена — без толп и шума
Великая стена защищала китайские города от кочевников. Но чтобы увидеть, насколько она действительно велика, лучше не ехать в туристическую зону у Пекина. Западнее, ближе к Монголии, можно поставить палатку прямо под стеной — и наслаждаться тишиной.
Обратно к морю — в Китай, который кормит всю страну
Чем ближе к восточному побережью, тем гуще население. Только что едешь по пустыне, а через пару часов вокруг бесконечные поля и деревни. Здесь живут просто, но стабильно. Это земледельческие провинции, от которых зависит продовольственная безопасность страны. Нет достопримечательностей, нет туристов — но именно здесь можно почувствовать настоящий Китай, без прикрас.
19 000 километров
Полный круг по стране составил 19 000 километров. Для сравнения: пересечь Евразию от Магадана до Лиссабона — это меньше.
За время поездки мотоциклу потребовалось всего четыре плановых ТО и три мелких ремонта (из-за падений и езды вне асфальта): подтяжка датчика боковой подставки, замена разбитого указателя поворота, склейка треснувшего переднего крыла. Всё! Китайская техника в Китае опровергла стереотипы о своей ненадёжности.
После поездки Андрей вернул байк в тот же салон, где покупал. Мотоцикл отмыли, обслужили и продали новому владельцу всего за неделю — отличный показатель ликвидности.
* * *
За 19 000 километров Андрей увидел весь Китай — не из окна экскурсионного автобуса, показывающего отполированные и подкрашенные фрагменты реальности, а через стекло шлема, показывающего полную картину в неискажённом виде. И убедился: самые интересные маршруты проходят не по туристическим ухоженным дорожкам, а там, где нет ни дорог, ни людей, ни сигнала сотовой связи.
4-6 апреля 2025 года в КЦВ Патриот, на выставке техники для активного отдыха «Мотовесна» Андрей лично расскажет о всех нюансах путешествий по миру на мотоциклах.