Париж, 1865 год, Салон живописи и скульптуры. Возмущенная публика толпится у картины Эдуара Мане «Олимпия», возле которой даже пришлось выставить охрану. Люди в ярости, что художник изобразил обнаженной не мифологическую Венеру или экзотическую одалиску, а столичную куртизанку — современницу, да еще и в дерзкой манере, не похожей на выглаженную живопись академистов.
Париж, девять лет спустя — первая выставка художников, которых после разгромной статьи одного из критиков назовут «импрессионистами». Зрители неистовствуют возле полотна Поля Сезанна «Современная Олимпия». Это своеобразный «ремейк» шедевра Мане.
«Современная Олимпия», 1873–1874 гг.
Холст, масло, 46,2х55,5 см
Находится в Музее Орсе в Париже
В 1860-е создатель «Олимпии» стал для молодого Сезанна ярким примером художника, исследующего новые возможности в живописи, которым не научат в Школе изящных искусств. Сезанну тоже были тесны академические рамки. Он написал несколько работ по мотивам поразившей его картины Мане. Финальный вариант появился в результате спора с другом, доктором Полем-Фердинандом Гаше: Сезанн воскликнул, что может создать такой же шедевр, как «Олимпия», на что собеседник заявил: «Так сделайте же это».
В результате получилась картина, ставшая своего рода ответом знаменитому мастеру: более дерзкая и импрессионистская по исполнению, ироничная, но отдающая дань уважения живописи Мане.
«Новая Олимпия» очень понравилась Гаше, он купил ее у Сезанна и предоставил для выставки, которую единомышленники художника устроили в пику официальному Салону.
Многие посетители приходили туда посостязаться друг перед другом в остроумии, комментируя непонятную им живопись. Среди смелых работ, представленных на этой выставке, самой скандальной была «Новая Олимпия».
Критик Луи Леруа из газеты «Шаривари» считал, что она даже превзошла предшественницу: «Помните „Олимпию“ г-на Мане? Так вот, это был шедевр рисунка, грамотности исполнения, законченности по сравнению с работой г-на Сезанна».
Другой критик, Марк де Монтифо (под этим именем писала дама), был еще беспощаднее: «Господин Сезанн представляется не иначе как сумасшедшим, работавшим в состоянии белой горячки».
Признание к Сезанну, чье искусство было слишком смелым даже для импрессионистов, пришло только в конце жизни.
Картина создана в импрессионистский период творчества Сезанна, и художник здесь увлечен тем, как передать игру света, тогда как позже его будет больше занимать материальность предметов.
Сезанн накладывает краску мелкими мазками, размывающими очертания фигур, отчего те как будто слегка растворяются в воздушной среде, — это излюбленный метод импрессионистов, вызывавший неприятие живописцев старой школы.
1. Олимпия. По сути, картина Сезанна — это ремейк ремейка: «Олимпия» Мане отсылает к шедевру Тициана «Венера Урбинская», а та, в свою очередь, перекликается со «Спящей Венерой» его старшего современника Джорджоне.
2. Лица. В отличие от Мане, на чьей картине натурщица изображена очень узнаваемой, Сезанн не прописывает лица персонажей. Это его характерный подход к моделям: интереснее показать не индивидуальные черты, а взаимодействие цвета и формы с окружающим пространством.
3. Служанка. По контрасту с персонажами Мане в статичных позах, Сезанн придает динамизма прислужнице, сдергивающей покрывало. Движение Сезанн подчеркивает, делая ее фигуру слегка размытой: этот эффект он, как и его собратья-импрессионисты, позаимствовал у фотографии.
4. Люстра. Многие предметы едва намечены: художник как будто прощупывает границы между эскизностью и законченностью. Импрессионисты считали отжившим стандартом манеру, которую культивировали художники-академисты.
5. Кошка. Сезанн сохранил этот пародийный элемент с картины Мане по отношению к «Венере» Тициана: вместо спящей у ног богини собачки, символа верности, — агрессивно настроенная кошка. Кошка считалась символом женской похотливости, а французское слово chat на жаргоне имело неприличное значение.
6. Шторы. Они обрамляют с двух сторон ложе Олимпии, будто театральный занавес. Из-за этой театральности в изображении больше иронии, чем эротики, и картина выглядит пародией. Сезанн, чье искусство не всегда понимали даже друзья, любил разными способами поддевать не только критиков, но и собратьев-художников. С тем же Мане, всегда щегольски одетым, он однажды демонстративно не поздоровался за руку, мотивируя это тем, что восемь дней не мылся.
7. Ложе. Олимпия лежит выше уровня глаз посетителя, словно на сцене перед зрителями, сидящими в партере, что добавляет театральности и пародийности происходящему.
8. Цветы. У Мане букет от клиента держит служанка, а Сезанн «поставил» цветы в помпезную, несоразмерно большую вазу, которая смотрится театральной декорацией.
9. Мужчина. На картине Мане клиента куртизанки не видно, но он определенно присутствует в помещении: художник как бы ставит зрителя, смотрящего в упор на Олимпию, на место ее посетителя, отчего ханжески настроенные критики чувствовали себя неуютно. На полотне Сезанна мужчина изображен на переднем плане, и внешне он напоминает самого художника. Сезанн выставляет в роли клиента куртизанки не зрителя, а себя.
ХУДОЖНИК
Поль Сезанн
1839 — родился в Экс-ан-Провансе на юге Франции в семье банкира.
1856 — начал заниматься в школе рисования Жозефа Жибера, хранителя музея в Экс-ан-Провансе.
1861 — в первый раз приехал в Париж, чтобы учиться живописи. Посещал занятия в Академии Сюисса, где познакомился с будущим импрессионистом Камилем Писсарро. Полгода спустя вернулся к родителям в Экс-ан-Прованс, разочаровавшись в себе как художнике.
1863 — снова приехал в Париж и провалил экзамен в Школу искусств.
1864 — впервые отправил работы на парижский Салон, и жюри их отвергло.
1869 — познакомился с Мари-Ортанс Фике, которая была его натурщицей, а затем стала спутницей жизни.
В 1872 году у пары родился сын, но Сезанн еще долго скрывал свое семейное положение от родственников, опасаясь лишиться денежной помощи отца.
1874 — участвовал в первой выставке импрессионистов.
1886 — женился на Ортанс Фике.
1895 — состоялась большая персональная выставка Сезанна в Париже, после которой пришло признание.
1906 — попал под дождь на пленэре и умер от воспаления легких.
ФОТО: MUSEE D'ORSAY; PAUL CEZANNE'S FAMILY ALBUM
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, апрель 2023