Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Эпоха электрических картинок: как и когда в России появились кинотеатры

Первые киносеансы в Петербурге и Москве состоялись уже через несколько месяцев после демонстрации изобретения братьев Люмьер в Париже

26 сентября 2023Обсудить

Появлением кинематографа в конце XIX столетия мы обязаны французским изобретателям Луи и Огюсту Люмьерам. Предприимчивые братья создали киноаппарат, который использовался одновременно в качестве камеры и проектора. Так зародился новый вид искусства, массовый интерес к которому стремительно докатился до Российской империи.

Эпоха электрических картинок: как и когда в России появились кинотеатры
Кинотеатр «Художественный» в Москве после реконструкции
Источник:
A.Savin, FAL, via Wikimedia Commons

Когда в России появились кинотеатры 

Первый в мире коммерческий киносеанс состоялся в декабре 1895 году в Париже. Создатели кинематографа представили на суд публики несколько короткометражных фильмов продолжительностью менее минуты, включая комедию «Политый поливальщик». Вскоре братья Люмьер показали зрителям еще несколько картин, самой известной из которых стал фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».

«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»

Кино произвело фурор во Франции, а вскоре — и по всей Европе. Россия не осталась в стороне: весной 1896 года в Санкт-Петербурге состоялся первый киносеанс, а вскоре иностранные фильмы смогли увидеть жители Москвы и других городов. Первые российские кинотеатры (или электротеатры, как называли их в то время) стремительно вошли в моду — посещать их считалось признаком прогрессивного мышления и тонкого вкуса.

Лидерами проката поначалу были фильмы братьев Люмьер и французской кинокомпании «Пате». Кстати, в 1896 году в Москве был снят один из первых репортажных фильмов — Камилл Серф по поручению братьев Люмьер запечатлел на пленку церемонию коронации Николая II.

Первые кинотеатры Петербурга и Москвы

Первая демонстрация картин братьев Люмьер состоялась 16 мая (по н. ст.) 1896 года в ныне несуществующем саду «Аквариум» на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге. Сад в 1880-х арендовал предприниматель Георгий Александров, мечтавший создать самый большой в стране аквариум, показывать посетителям рыб и рептилий и проводить лекции о живой природе.

Увы, проект Александрова канул в Лету — от смелых планов осталось лишь название. В саду «Аквариум» стали устраивать театральные и музыкальные представления, а его «минута славы» наступила после демонстрации первых кинофильмов в антракте оперетты «Альфред-Паша в Париже».

Эпоха электрических картинок: как и когда в России появились кинотеатры
Сегодня на месте «Аквариума» находится киностудия «Ленфильм»
Источник:
Ленфильм, CC BY-SA 4.0 , via Wikimedia Commons

18 мая 1896-го демонстрация «движущихся картинок» состоялась и в Москве, в театре Солодовникова на Большой Дмитровке, а спустя несколько дней фильмы начали показывать в театре сада «Эрмитаж».

На звание самого первого постоянного кинотеатра в России претендует открывшийся в Санкт-Петербурге уже весной 1896 года кинотеатр под названием «Живая фотография». Он располагался по адресу Невский проспект, 46. Предприятие быстро прогорело, но начало было положено — вскоре Невский превратился в главную «киноулицу» столицы Российской империи: в течение следующих 20 лет здесь регулярно появлялись новые кинотеатры.

Эпоха электрических картинок: как и когда в России появились кинотеатры
В 1913 году в Петербурге открылся кинотеатр «Пикадилли» — помпезное здание в глубине Невского проспекта было возведено специально для кинопоказов. Сегодня в нем работает кинотеатр «Аврора»
Источник:
ателье Карла Буллы via pastvu.com/yuriT

В 1897 году первый в Москве электротеатр открылся в Верхних торговых рядах на Красной площади. Как и первый кинотеатр Петербурга, он проработал недолго, однако к 1913 году в Москве насчитывалось уже более сотни кинотеатров. Для кинопоказов строились специальные здания, оборудованные по последнему слову техники того времени. Открывались кинотеатры и в других крупных городах Российской империи.

Электротеатр на Тверской

Понятие «электротеатр» в наши дни известно благодаря московскому «Электротеатру Станиславский». Здание на Тверской, 23, было возведено во второй половине XIX века и сначала служило доходным домом. В 1913 году его арендовал кинопромышленник Абрам Гехтман. После двухлетней реконструкции он открыл здесь электротеатр «Арс», зал которого вмещал 900 зрителей.

Первым фильмом, продемонстрированным в «Арсе» в ноябре 1915-го, стал «Сон о мечте золотой» режиссера Евгения Бауэра. Мистическая мелодрама повествовала о человеке, потерявшем супругу и страдающем от видений и призраков. Продюсером фильма был Александр Ханжонков — главный кинодел Российской империи.

Эпоха электрических картинок: как и когда в России появились кинотеатры
Здание бывшего электротеатра, конец 1930-х
Источник:
pastvu.com

Электротеатр просуществовал до Октябрьской революции. В 1918 году в его стенах выступал Владимир Ленин, а позднее в здании разместился Театр юного зрителя. В 1950 году здесь был основан драматический театр имени Константина Станиславского. С 2013 года в память о прошлом он носит название «Электротеатр Станиславский».

Внутри кинотеатра: элитные места и первые «саундтреки» 

Поход в электротеатр до революции не был обыденным делом для представителей всех сословий. Билеты стоили недешево: примерно рубль (около 1300 рублей в пересчете на современные деньги) на первые ряды и порядка 30 копеек — на места в глубине зала. Перед сеансом зрителям вручали программки с описанием фильмов. За один раз часто показывали несколько короткометражных фильмов. 

Эпоха электрических картинок: как и когда в России появились кинотеатры
Вестибюль кинотеатра «Мулен Руж» в Санкт-Петербурге, около 1915 года
Источник:
ателье Карла Буллы via pastvu.com

Звуковое сопровождение для немого кино создавали тапёры — музыканты, которые находились в оркестровой яме рядом с экраном. Иногда в кинотеатрах выступали целые оркестры, но чаще «саундтрек» исполняли на пианино тапёры-одиночки. Хотя эта работа не требовала большого мастерства, она была непростой — тапёры работали по 7-10 часов в сутки. 

В начале XX века сформировалась своего рода иерархия тапёров: не самые искусные исполнители играли по нотным заготовкам, а более талантливые сами сочиняли музыку для фильмов. Жалованье хорошего тапёра могло достигать 150 рублей в месяц. На заре своей карьеры тапёрами подрабатывали многие знаменитые композиторы, включая Дмитрия Шостаковича.

Кино с доставкой билетов на дом

Одним из самых известных кинотеатров России по сей день остается «Художественный», открытый на Арбатской площади в Москве в 1909 году. В документах он назывался «Синематограф Брокша» — по фамилии кинопромышленника Роберта Брокша, который владел кинотеатром.

Эпоха электрических картинок: как и когда в России появились кинотеатры
Фасад здания «Художественного электро-театра» в 1912 году после реконструкции по проекту архитектора Фёдора Шехтеля
Источник:
Wikimedia Commons

Первый показ фильма состоялся здесь 11 ноября 1909 года: московская публика смотрела французскую «Жоржетту». Этот фильм, как и большинство других в то время, был короткометражным.

«Художественный» был в то время единственным кинотеатром, в котором можно было заказать билеты с доставкой на дом. Состоятельным посетителям предлагали приобретать места в ложах, как в театре, а разночинцы занимали партер и галерку.

В 2021 году кинотеатр с вековой историей открыли после занявшей несколько лет реконструкции: зданию вернули исторический облик с чугунными светильниками, позолоченным металлом и отполированным мрамором.

От первых отечественных премьер до обучения киноискусству

В 1908 году в российских кинотеатрах вышел первый художественный фильм отечественного производства — «Понизовая вольница». Сюжет фильма, созданного в киноателье Александра Дранкова, был основан на истории восстания Степана Разина. Эта короткометражка длилась около шести минут.

Эпоха электрических картинок: как и когда в России появились кинотеатры
В кинотеатрах «Понизовую вольницу» показывали под романс «Из-за острова на стрежень»
Источник:
Классика советского кино / YouTube

В том же году Александр Дранков занялся созданием документальной картины о Льве Толстом, приуроченной к юбилею писателя. Тот сначала скептически отнесся к съемкам, но затем позволил запечатлеть эпизоды из своей жизни в Ясной Поляне. Дранков приезжал в имение Толстого в течение двух лет. Съемки завершились в 1910 году со смертью писателя: в последнем эпизоде хроники показаны его похороны. 

В 1911 году режиссер и продюсер Александр Ханжонков совместно с Василием Гончаровым снял первый отечественный полнометражный фильм — «Оборона Севастополя». 100-минутная художественная картина включала документальные кадры с ветеранами Крымской войны.

Эпоха электрических картинок: как и когда в России появились кинотеатры
Кадр из фильма «Оборона Севастополя». Полная версия ленты до наших дней не сохранилась
Источник:
Цельная Планка / YouTube

Спустя год работавший на студии Ханжонкова Владислав Старевич подарил зрителю и первый мультфильм в технике объемной покадровой анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». «Героями» в нем выступили засушенные жуки. Поскольку мультфильм был немым, во время его демонстрации зрителям зачитывали специальную аннотацию с подробным описанием действий персонажей.

Вскоре после революции киноискусству в России начали обучать профессионально. В 1919 году в Москве открылась Государственная школа кинематографии (будущий ВГИК) — единственная в своем роде на тот момент. Одним из преподавателей школы был режиссер Лев Кулешов, прославившийся своим вкладом в теорию монтажа.

«Эффект Кулешова» заключается в том, что разное сочетание кадров кардинально меняет их восприятие зрителями. Так, сам Кулешов использовал кадры с актером Иваном Мозжухиным, который смотрел в камеру. Затем к этой съемке поочередно добавляли кадры с тарелкой супа, ребенком в гробу и красивой женщиной. Хотя выражение лица актера не менялось, зрители единодушно отмечали, что в первом случае герой голоден, во втором — опечален, а в третьем — взбудоражен

«Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», — отметил Владимир Ленин в беседе с Анатолием Луначарским в 1922 году. Знаменитая фраза отчасти предопределила развитие советского кинематографа на несколько десятилетий вперед, но это уже совсем другая история.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения