Исследователи из Технического университета Мюнхена (Германия), статья которых
Союз теплого с холодным
Пиво люди умели варить с древнейших времен, но это был преимущественно эль — темный, крепкий напиток, который изготавливали путем сбраживания солодового сусла в тепле с помощью дрожжей Saccharomyces cerevisiae. Переход от эля к лагеру произошел благодаря появлению в начале XVII века нового штамма дрожжей Saccharomyces pastorianus. Это гибрид теплолюбивого «элевого» штамма и более холодостойкого Saccharomyces eubayanus. Однако до сих пор было неизвестно, как и когда эти два штамма впервые встретились, чтобы дать жизнь легкому, прозрачному, золотистому лагеру — самому популярному сорту пива в современном мире.
Ученые, проведя настоящее детективное расследование, выяснили, что в Баварии еще за двести лет до появления лагера начали варить только и исключительно «лагероподобное» пиво с использованием тех самых Saccharomyces eubayanus, что было даже законодательно закреплено. А в соседней Богемии продолжали варить традиционный эль на основе Saccharomyces cerevisiae и, кстати, с успехом импортировали его в Баварию.
Богемия против Баварии
Чтобы снизить экономический ущерб от такого импорта, в 1548 году баварский курфюрст Вильгельм IV наделил местного барона Ханса фон Дегенберга VI специальной привилегией — варить эль на своей пивоварне в городке Шварцах и продавать его в приграничные регионы Богемии. Однако род баронов вскоре заглох, так как внук Ханса фон Дегенберга VI не смог произвести на свет наследника.
Поэтому в 1602 году пивоварня фон Дегенбергов в Шварцахе перешла во владение нового курфюрста Баварии, Максимилиана Великого. В октябре этого года «элевые» дрожжи из Шварцаха были доставлены в Мюнхен, в придворную пивоварню, и, как предполагают ученые, попали в бочку, где уже бродили Saccharomyces eubayanus. Именно в этой бочке и образовался знаменитый гибрид. Этот штамм затем распространился по всей Европе и стал родоначальником современных «лагерных» штаммов дрожжей.
«Есть определенная ирония в том, что неспособность Ханса фон Дегенберга VIII зачать сына стала спусковым крючком для целой цепи событий, приведших в итоге к появлению лагера, — отметил один из ведущих авторов исследования