Трилогия про неуловимых мстителей, снятая режиссером Эдмондом Кеосаяном в конце 1960-х — начале 1970-х годов, пользовалась большой популярностью у советских зрителей. Да и сейчас фильмы о приключениях четырех подростков в лихолетье Гражданской войны в России собирают у телеэкранов зрителей разных поколений. Vokrugsveta.ru кратко рассказывает, где проходили съемки эпизодов легендарной трилогии.
Где снимали трилогию о неуловимых мстителях
В основном натурные съемки всех фильмов о неуловимых мстителях проходили на территории Украинской ССР, но отдельные сцены снимали в других советских республиках, а многие эпизоды — в павильонах киностудии «Мосфильм».
1. «Неуловимые мстители» (1966)
Первый фильм трилогии изначально задумывался как советский аналог вестернов и не подразумевал продолжения. В основу его сюжета молодой режиссер Эдмонд Кеосаян положил повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята», вышедшую в 1921 году. В ней автор живо описал героизм подростков, борющихся за власть Советов. Примечательно, что в книге главных персонажей было трое, включая китайца Ю-Ю, однако в фильме Кеосаяна юных героев четверо: сын погибшего матроса Данька (Виктор Косых), его сестра Ксанка (Валентина Курдюкова), бывший гимназист Валерка (Михаил Метёлкин) и цыган Яшка (Василий Васильев, его персонаж заменил книжного Ю-Ю из-за напряженных отношений между СССР и Китаем).
Отважные герои сражаются с анархистскими бандами атамана Гната Бурнаша. В конце фильма они спасаются на освобожденном от головорезов поезде, переезжая горящий мост, знакомятся со знаменитым красным военачальником Семеном Будённым и вступают в ряды Красной Армии.
«Неуловимые мстителей» почти целиком сняли в небольшом городе Новая Каховка Херсонской области УССР. Здесь съемочная группа нашла подходящие городские и сельские локации, а окрестности города прекрасно подходили для съемок зрелищных погонь и перестрелок.
Лагерь Будённого снимали в расположенном неподалеку городе Берислав, а вот съемки захватывающего дух эпизода, в котором поезд едет по горящему мосту, проходили в Казахской ССР. Чтобы убедиться в возможности снять эту сцену, съемочной группе пришлось сперва построить точную копию выбранного моста и сжечь ее, чтобы понять, как долго будет гореть до обрушения настоящий мост.
2. «Новые приключения неуловимых» (1968)
Премьера «Неуловимых мстителей» состоялась в 1967 году. Лента имела оглушительный успех, поэтому Кеосаяну предложили снять продолжение. В фильме «Новые приключения неуловимых» четверка героев, сбив вражеский аэроплан, находит у плененного летчика документы, в которых указано, что белые построили в Крыму оборонительные сооружения. Чтобы заполучить план укреплений, хранящийся в сейфе начальника контрразведки полковника Леопольда Кудасова, они проникают в Ялту. С риском для жизни им удается выполнить важную миссию.
Вполне естественно, что местом для съемок большинства эпизодов фильма был выбран Крым, а многие сцены снимали именно в Ялте — в кадре часто появляются известные достопримечательностей города. Так, по воле режиссера ялтинская гостиница «Крым» (ул. Московская, 1/6) превратилась в штаб контрразведки белых, а гостиница «Мариино» (набережная им. В.И. Ленина, 21) на время стала варьете «Палас», в котором выступал знакомый неуловимых Буба Касторский. Ряд сцен фильма снимали на городской набережной и в Приморском парке им. Ю.А. Гагарина, а также на улицах Маркса, Игнатенко и Дражинского.
Наконец, прыжок цыгана Яшки с высокой скалы снимали в Симеизе, на скале Дива. Вместо актера Василия Васильева этот опаснейший трюк выполнил местный житель Анатолий Гаевой — профессиональные каскадеры на такой подвиг не решились.
3. «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»
Вторая часть киноповествования о подвигах неуловимых была радушно принята зрителями, так что Кеосаян опять взялся за продолжение. Заключительная часть трилогии, состоящая из двух серий, переносит зрителей в 1924 год. Гражданская война завершена, главные герои служат в ОГПУ. Тем временем французский авантюрист Дюк, вступив в сговор с находящимися в эмиграции белогвардейцами готовится выкрасть из одного из советских музеев Большую императорскую корону Российской империи. Кража удается, но тут в дело вступают неуловимые. Победив врагов молодого советского государства, они возвращают корону в музей.
По сюжету часть событий фильма разворачивается в Париже. Киногруппа рассчитывала, что атмосферу столицы Франции получится создать на одной из центральных московских улиц, однако получить разрешение на съемки не удалось. В итоге «Парижем» стал Таллин — столица Эстонской СССР, а деревянный макет Эйфелевой башни построили в деревне Гладышево. Эпизоды в катакомбах и на теплоходе «Глория» были сняты в Одессе.
Интересные факты о трилогии про неуловимых
Эдмонд Кеосаян огромное внимание уделял подбору актеров. На роль Даньки он взял Виктора Косых, который уже имел опыт съемок в кино. Он же порекомендовал режиссеру попробовать на роль гимназиста Валерки своего друга Михаила Метёлкина. Поначалу Кеосаян отказался, так как Метёлкин был невысокого роста. Но тот так хотел сняться в кино, что усиленно питался, занимался спортом и заметно вырос за лето. Отказать столь упорному юноше было невозможно. Вася Васильев, цыган из оседлого табора, пришел на «Мосфильм» по объявлению и обаял режиссера своей пластикой, а на роль Ксанки, после долгих поисков и проб утвердили юную спортсменку Валентину Курдюкову.
Юные актеры очень серьезно готовились к работе над фильмом. Им пришлось усиленно заниматься физкультурой, освоить приемы самбо, а также овладеть верховой ездой и навыками фехтования. Актеры самостоятельно выполняли большинство опасных трюков и не всегда с одного дубля. К примеру, Васильев, прыгая с лошади на карету, зацепился ногой за стремя. Лошадь протащила его несколько метров. К счастью, юноша не пострадал.
В фильме «Корона Российской империи» показана точная копия знаменитой реликвии. Настоящая корона хранится в Алмазном фонде.
К началу съемок заключительной части трилогии Михаилу Метёлкину исполнилось 18 лет. Актера могли забрать в армию, что грозило сорвать съемочный процесс. Тогда Кеосаян отправил подопечного поступать в институт на экономиста, хотя Метёлкин плохо знал математику. Стараниями режиссера его все же приняли в студенты и не зря — впоследствии Метёлкин работал директором киногруппы.