Наличные как спасение
Олег (имя изменено. — Прим. ред.) перебрался в восточную Европу по настоянию начальства. Историю эмигранта из столицы поведал московский городской портал
Руководство IT-компании, где трудится россиянин, предложило сотрудникам релокацию в Сербию или Шри-Ланку. Большинство выбрали первый вариант: многие уезжали с детьми, а в азиатском государстве сложнее со школами и больше бюрократии.
А главное преимущество Сербии — для посещения этой страны россиянам не требуется виза.
Олег признался, что предпочитает не держать деньги на картах, считает наличные более надежными. Это сильно спасло в первые недели на чужбине.
— У большинства коллег стали заканчиваться наличные. Их деньги зависли на счетах, — вспоминает россиянин. — Люди бегали по городу в поисках мест, где все еще принимали карты. Открыть счет в местных отделениях европейских банков тоже было проблематично: нерезидентам просто отказывались это делать. Все возможности перевода денег из России за рубеж исчезали на глазах.
Ранее портал «Вокруг света» рассказывал, как россияне открывают счета и получают карты в разных странах.
Сложности с валютой
Приятели Олега, у которых были сбережения в криптовалюте, нашли в столице Сербии единственный работающий криптомат.
— Туда надо было прийти во вторник в восемь часов вечера: именно в это время присутствовал хозяин криптомата. Он забирал паспорта и исчезал на несколько дней — для «регистрации». Только после этого появлялась возможность купить что-то на бирже и обменять криптовалюту на наличные, — вспоминает мужчина.
Сам Олег не прибегал к услугам криптомата и продержался на наличных до оформления юридического лица в Сербии.
— В первые дни мне казалось, что здесь всё страшно дорого по той причине, что рубль был дешевле динара, — говорит эмигрант. — Пакет молока в пересчете на наши деньги стоил 200 рублей, короткая поездка на такси — 1300 рублей. В последние дни курс стал приятнее, рубль подорожал.
«К русским отношение миролюбивое»
— Я думаю, Сербия сейчас — единственная страна в Европе, где рады россиянам. Сами по себе сербы очень доброжелательные, к русским у них отношение миролюбивое. К Европе и Западу в целом здесь отношение прохладное: сербы помнят бомбардировки Югославии авиацией НАТО в 1999 году, — рассуждает Олег.
В Белграде москвич обосновался на окраине — в центре шумно, сетует эмигрант. По словам россиянина, в столице Сербии много туристов и кафе, плотная историческая застройка.
— Люди хохочут на улицах до темноты. В Москве я жил за городом и у меня была машина, здесь же она совсем не нужна. По сравнению с Москвой Белград очень небольшой. Я купил велосипед и доезжаю на нем до центра за полчаса, — рассказал Олег.
Белград — это Москва до Собянина
Именно так описал столицу Себрии эмигрант. По его словам, некоторые коллеги сравнили город с Москвой в 90-е годы прошлого века. И на то есть причины.
— Подземные переходы замызганы, там идет лоточная торговля. Народ в центре паркует машины на тротуарах. На окраинах везде какая-то стройка, — описывает город россиянин. — При этом мне нравится милая провинциальность Белграда, его компактность.
В магазинах сербской столицы в основном представлены местные продукты, всемирно известных брендов немного, рассказал эмигрант. Зато в Белграде много рынков со свежими овощами и фруктами. Особенно покорили Олега шаурмичные — москвича поразило, что можно получить за 180 рублей огромную котлету из куска мяса, который покупатель сам выбирает на прилавке.
Из необычных особенностей Белграда Олег отметил обилие курящих людей — рестораны буквально окутаны дымом.
Возвращаться в Россию эмигрант пока не собирается, хотя в Москве осталась взрослая дочь. У нее там своя жизнь, переезжать она не собирается, и ее можно понять, говорит отец. В планах Олега продержаться на чужбине хотя бы год. Таков срок действия временного вида на жительство, а через 12 месяцев его нужно продлевать. Постоянный документ дают после пяти лет пребывания в стране.
По материалам