Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Это не ветка: 9 деталей картины Сано ди Пьетро «История святого Иеронима и льва»

Лев на картине Сано ди Пьетро несчастен не потому, что вместо жалованья ему предложили ветку. Просто мало кто приходит к ветеринару в хорошем настроении

1 сентября 2023Обсудить
Это не ветка: 9 деталей картины Сано ди Пьетро «История святого Иеронима и льва»
Сано ди Пьетро «История святого Иеронима и льва» (фрагмент), 1444 г.
Источник:
ALBUM / EAST NEWS

Cвятой Иероним Стридонский был невероятно популярен в Средневековье. Прежде всего потому, что этот ученый подвижник, живший в IV–V веках, перевел на главный язык христианского Запада, латынь, главную его книгу — Библию. Неудивительно, что Иероним стал чуть ли не самым изображаемым святым. Назвать художника эпохи Возрождения, который бы не писал этого деятеля, — нелегкая задача.

На картинах Иеронима можно опознать по разнообразным атрибутам: черепу — символу бренности мира, о чем всегда помнит благочестивый аскет, и камню в руке — знаку покаяния и борьбы со страстями; груде книг и письменным принадлежностям; кардинальской шляпе — и, наконец, льву в качестве домашнего питомца.

Это не ветка: 9 деталей картины Сано ди Пьетро «История святого Иеронима и льва»
Сано ди Пьетро «История святого Иеронима и льва», 1444 г.
Источник:
ALBUM / EAST NEWS

«История святого Иеронима и льва», 1444 г.
Темпера, доска 24х78 см.
Находится в Лувре в Париже

Сюжет об исцелении и приручении Иеронимом льва впервые появился в житии этого святого, относящемся к IX веку, и широко разошелся по средневековой Европе в тогдашних «бестселлерах» — «Историческом зерцале» Винцента из Бове и «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, написанных в середине XIII столетия.

Сано ди Пьетро, видный представитель сиенской школы живописи итальянского Возрождения, создал одну из самых узнаваемых версий этого сюжета, в наши дни разошедшуюся на мемы благодаря комичному выражению морды животного. Для средневековой живописи не редкость, когда разные эпизоды истории с повторяющимися персонажами изображаются на одном и том же пространстве. Три части сюжета о льве и святом последовательно показаны по ходу взгляда человека, привыкшего читать слева направо.

Длинная картина — часть пределлы, основания многостворчатого церковного алтаря, который Сано ди Пьетро выполнил в 1444 году по заказу религиозного ордена иезуатов блаженного Иеронима. Этот орден (не путать с иезуитами) был основан в XIV веке сиенским купцом Джованни Коломбини. Имя самого почитаемого ими за аскетизм святого носили монастырь и церковь Сан-Джироламо, для которых предназначался алтарь.

Шедевр Сано ди Пьетро, известный как «Полиптих иезуатов», — его самое раннее точно датированное произведение, хотя к тому времени он давно уже был востребованным художником и уважаемым в Сиене человеком.

Это не ветка: 9 деталей картины Сано ди Пьетро «История святого Иеронима и льва»
Источник:
ALBUM / EAST NEWS
  1. Иероним. Образ доброго лекаря для несчастного зверя плохо вяжется с тем суровым аскетом или ученым книжником, каким представляется святой Иероним, если судить по его реальной биографии. Однако немецкий историк искусства Грете Ринг отмечала, что именно этот фантастический эпизод сделал святого узнаваемым и почитаемым.

    «История Иеронима, выхаживающего раненое животное, — писала Ринг, — несомненно, была эффектным сюжетом для живописцев и способствовала популярности святого, чья потрясающая ученость, возможно, скорее отпугивала бы простого прихожанина, чем привлекала».

  2. Ряса. Святой некоторое время был личным секретарем папы Дамасия I, но, устав от интриг римского духовенства, удалился в Вифлеем и основал монашескую общину. Из-за близости к папскому престолу Иеронима часто изображали в облачении кардинала и с характерным головным убором, но святой никогда не носил этого титула.

    Коллегию кардиналов при папе учредили только в XI веке, а красные шляпы они стали носить с XIII-го. На картине этого анахронизма нет, Иероним одет как простой монах — но средневековый, который мог бы быть современником художника.

  3. Исцеление. По легенде, хищник пришел в монастырь, и Иероним единственный не испугался его. Святой увидел, что лев хромает, вылечил страдальца (в некоторых вариантах — вынув из лапы шип), и благодарный зверь стал всюду за ним ходить.

  4. Оплошность. Монахи поручили льву охранять их осла, когда тот пасся на лужайке. Однажды хищник задремал, и осла украли торговцы. Монахи же решили, что скотину съел лев, и заставили его выполнять работу вьючного животного.

  5. Заглаженная вина. Когда караван торговцев, забравших осла, вернулся в те места, лев опознал пропажу и пригнал животное в монастырь вместе с верблюдами. Купцы покаялись Иерониму, что украли осла, получили назад верблюдов с товаром и с тех пор каждый год жертвовали обители масло.

  6. Лев. История об исцелении льва сама по себе трогательная, однако средневековый книжник видел в таких сюжетах «двойное дно», основанное на христианской символике. Как писал американский историк Юджин Райс, «приручение льва — это метафора обуздания животного начала в человеке <…> В христианской перспективе оно означает победу любви, святости и милосердия над греховностью падшей и неискупленной природы».

  7. Шип. По мнению Райса, такой же символ грехов человеческих, как терновый венец Иисуса. Святой, вынувший колючку из лапы льва и тем его излечивший, уподобляется Христу, искупающему грехи человечества и побеждающему смерть.

  8. Монастырь. Его здания не имеют ничего общего ни с Античностью, ни с Ближним Востоком, где происходит действие легенды. Это типичный средневековый монастырь с полосатым декором из черного и белого мрамора, характерным для тосканской архитектуры: Италия богата залежами этого камня.

  9. Город. У «Вифлеема» на картине очертания типичного средневекового итальянского города со множеством башен, которые наперебой возводили враждующие знатные семейства. Но такое несоответствие никого не удивляло. Представление о дальних странах все еще было туманным, а перенося житийный сюжет в «здесь и сейчас», художник подчеркивал непреходящую актуальность изображаемого, чем вызывал у людей ощущение сопричастности.

ХУДОЖНИК
Сано (Ансано) ди Пьетро

1405 — родился в Сиене.
1428 — был принят в сиенскую гильдию художников.
1444 — создал «Полиптих иезуатов» для монастыря Сан-Джироламо в Сиене, возможно, самый большой из многочисленных алтарей работы Сано ди Пьетро.
Около 1450–1460 — написал для капеллы в соборе Сиены две картины, изображающие проповедь его современника, монаха Бернардина Сиенского, который был причислен к лику святых в 1450 году.
1458 — полиптих «Мадонна с младенцем и святыми» для церкви Сан-Джорджо в Монтемерано.
1458–1466 — дописал «Коронование Марии» — фреску главных ворот Сиены, Порта Романа, начатую его другом и учителем Сассеттой.
Около 1459 — первая известная работа Сано ди Пьетро как миниатюриста: псалтирь для аббатства Монте-Оливето-Маджоре. Также он иллюстрировал книги для сиенского госпиталя Санта-Мария-делла-Скала и кафедрального собора Сиены.
Около 1462 — алтарная картина «Мадонна с младенцем и святыми Анной, Филиппом, Иоакимом и Марией Магдалиной» для кафедрального собора в Пьенце — новом городе, построенном по инициативе папы Пия II в соответствии с идеалами архитектуры Ренессанса.
1481 — умер в Сиене.

Фото: ALBUM / EAST NEWS

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, сентябрь 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения