Начиная с XIX века археологи то и дело находят на Пиренейском полуострове таинственные каменные таблички с изображениями сов. Всего было обнаружено более четырех тысяч таких «арт-объектов» длиной 10–20 см. Предназначение предметов до сих пор было неясно.
Команда испанских ученых, статья которых
Чтобы прийти к такому выводу, ученые детально изучили около ста табличек, хранящихся в музейных коллекциях, и сравнили изображенных на них сов с совами, нарисованными современными детьми младше тринадцати лет.
Ученые были поражены сходством между древними и современными объектами. Стилистика рисунков, геометрические формы, которые дети обычно используют, рисуя сов, — все это полностью совпадает с тем, как изображены птицы на древних табличках.
Исследователи также обратили внимание, что дети склонны всегда рисовать сов анфас, при этом чем старше ребенок, тем точнее и подробнее изображения птиц. Это может объяснять, почему изображения на древних табличках различаются по степени проработанности и реалистичности.
Было предложено объяснение и еще одной загадке — зачем в верхней части многих табличек два тонких отверстия: Раньше предполагали, что через них продевали шнурок, чтобы носить табличку на шее в качестве амулета.
Однако пристальное изучение дырочек показало, что продеть сквозь них даже очень тонкую веревочку весьма затруднительно. Кроме того, в отверстиях не осталось никаких следов истирания, которые появляются, когда предмет висит на шнурке.
Ученые уверены, что в эти дырочки вставляли настоящие совиные перья, чтобы имитировать уши и сделать изображения более реалистичными.
Исследователям даже удалось определить, какие именно представители семейства совиных изображены на табличках. Это домовой сыч и ушастая сова. Два этих вида, скорее всего, в изобилии водились в полях, окружавших поселения людей Медного века.