Недавно советский мультфильм «Трое на острове» попал в рекомендации зарубежных пользователей YouTube. Поскольку площадка позволяет посмотреть всё что угодно с субтитрами почти на любом языке, новые зрители легко считали сюжет и были потрясены уровнем расизма. Как результат, появились видео в популярном жанре «реакция на что-либо»: афроамериканцы громко и эмоционально возмущались, еще больше поднимая популярность переведенного мультфильма.
Почему мультфильм вызвал недовольство зрителей,
Сказка «Трое на острове» снята по мотивам одноименной повести Виталия Губарева, который больше известен книгой «Королевство кривых зеркал», тоже экранизированной и любимой советскими зрителями. В мультике главный герой Боря вместе с друзьями попадает на пиратский остров, между детьми и пиратами завязывается нешуточное противостояние.
На стороне пиратов — говорящие попугаи, ром, грязные ругательства и прочее смертельное оружие. В арсенале пионеров — смекалка да волшебный платок. У платка, впрочем, не так много функций. Самая главная заключалась в том, что он был способен превращать обычного советского парнишку в темнокожего. А помните, что первым делом сказал обратившийся в коренного жителя Африки мальчик? Он сказал «тумба-юмба».
Затем есть яркий эпизод с чисткой ботфортов, в котором капитан пиратов Рыжий Пес говорит: «Эй, черномазый, поди-ка сюда! Почисти-ка мне ботфорты!». Мальчишка отказывается, и бандит призывает «вздернуть его на рею».
Налицо полный набор клише о чернокожих, которые были широко распространены до середины XX века. Но, чтобы лучше понять источник недовольства современных зрителей, нужно обратиться к истории США.
В конце XIX века в Штатах были популярны народные театры, известные как менестрель-шоу. Актерами там служили белокожие американцы, которые наносили черный грим и разыгрывали юмористические сценки для увеселения публики. Почтенные белые господа хватались за животики, наблюдая, как актеры показывают, например, танцы африканских невольников.
Теперь об этих водевильных сценках в США вспоминать не принято, но именно комичное превращение белого в африканца напомнил современным жителям Америки этот мультфильм.
Кстати, еще одним примером такого же глумления долгое время считали Микки Мауса. По одной из версий, мультяшный мышонок отсылает к артистам менестрель-шоу, потому что он, во-первых, черного цвета, а самое главное — с неестественно большими глазами и в белых перчатках, как многие комедианты 120-летней давности из тех самых шоу. Более того, белые перчатки здесь трактуются как признак стремления чернокожих к высшему классу.