Согласно данным статистики, авиация является самым безопасным видом пассажирского транспорта. И все же порой даже современные, показавшие свою надежность авиалайнеры попадают в различные инциденты. Обычно благодаря срабатыванию автоматики или грамотным действиям пилотов все заканчивается благополучно, но в единичных случаях происшествия с пассажирскими самолетами оборачиваются крушениями с большим количеством человеческих жертв. Именно такая катастрофа с участием самолета Boeing 737 случилась 14 сентября 2008 года в Перми. Vokrugsveta.ru вспоминает обстоятельства трагедии и рассказывает о ее причинах.
Перед последним полетом
Пассажирский лайнер Boeing 737-505 под регистрационным номером VP-BKO был выпущен в 1992 году и за 26 лет успел сменить нескольких владельцев. С июля 2008 года борт находился в лизинге у компании «Аэрофлот-Норд». К середине сентября того же года его налет составлял 44 533 часа, особых нареканий по технической части за все время эксплуатации к самолету не возникало.
В ночь на 14 сентября 2008 года лайнер готовили к вылету из московского аэропорта Шереметьево в Пермь рейсом 821. Экипаж прошел стандартный предполетный медосмотр и получил допуск к полету. Командиром воздушного судна (КВС) был опытный пилот Родион Медведев. Он налетал 3900 часов, управлял самолетами Ан-2, Ту-134, и, разумеется, Boeing 737, на котором его налет составлял свыше 1190 часов. Второй пилот Рустем Аллабердин также имел большой опыт, но при общем налете свыше 8900 часов на 737-м «Боинге» он к тому времени налетал только 236 часов.
Помимо двух пилотов, на борту лайнера находились четыре стюардессы и 82 пассажира, среди которых были известные персоны: генерал-полковник, советник президента России Геннадий Трошев, первый вице-президент Всероссийской федерации самбо Владимир Погодин и мастер спорта международного класса по велоспорту Сергей Ижболдин. Сразу пять пассажиров в ту ночь опоздали на рейс 821.
Самолет оторвался от взлетно-посадочной полосы в Шереметьево в 1:12 по московскому времени. Через два с лишним часа он должен был совершить посадку в аэропорту Большое Савино возле Перми. Полет шел в штатном режиме.
Катастрофа Boeing 737 возле Перми
В 4:49 по екатеринбургскому времени (мск +2) лайнер, летевший на высоте 9100 метров, постепенно начал снижение. Экипаж готовился зайти с запада, развернуться в право и совершить посадку на 21 полосе. Однако диспетчер дал указание снижаться до высоты 2700 метров, а затем заходить на посадку по другой схеме, предусматривавшей более длинный и сложный маршрут. Это было сделано для того, чтобы дать возможность взлететь самолету Airbus A319 авиакомпании Lufthansa, который следовал во Франкфурт-на-Майне.
Сообщение диспетчера вызвало у пилотов «Боинга» замешательство, так как новый курс не был заложен в бортовую систему управления полетом. Командир экипажа Медведев попросил диспетчера уточнить курс и получил ответ: «курс на привод», что можно было истолковать, как разрешение придерживаться прежней схемы посадки.
Некоторое время КВС и второй пилот спорили относительно дальнейших действий. Тем временем бортовой компьютер начал неверно указывать местоположение лайнера — одной из причин этой ошибки стал неправильный ввод Аллабердиным данных из-за неважного владения английским языком. Кроме того, незнание экипажем нюансов работы автопилота привело к тому, что самолет перестал снижаться, на что обратил внимание диспетчер. Заодно КВС Медведев не выполнил указание установить давление аэропорта для более точной работы высотомера.
Пилоты явно теряли контроль над ситуацией и перестали соблюдать предписанные правилами процедуры подготовки к посадке. При этом командир велел второму пилоту «делать все самому», но Аллабердин явно не понимал, что от него хочет Медведев. Оба они упустили из виду тот факт, что тяга двигателей самолета немного отличалась и требовала постоянного выравнивания, чтобы самолет не уводило влево. Исправляя левый крен, второй пилот опять заставил самолет набирать высоту, а затем, сам того не осознавая полностью отключил автопилот.
Диспетчер опять сообщил экипажу, что лайнер поднимается. В 5:07 он дал команду разворачиваться, снижаться и идти на повторный заход, но КВС попытался оспорить указание и не выполнил его даже после трех повторений. За время переговоров Медведев сперва накренил самолет вправо, а в последнюю минуту полета из-за разной тяги двигателей лайнер накренился влево и начал набирать высоту.
В этот момент командир зачем-то повернул штурвал влево, чем еще сильнее увеличил крен. Аллабердин с криком «Наоборот! В другую сторону!» попытался выровнять судно. Однако лайнер, выполнив «бочку», вошел в пике и в 5:09 рухнул на железнодорожный перегон на границе Свердловского и Индустриального районов Перми. Все 88 человек, находившиеся на его борту, погибли. На земле, к счастью, никто не пострадал — до ближайшего жилого дома оставалось всего около 200 метров.
В поисках причин трагедии
Расследованием авиакатастрофы Boeing 737 в Перми занимались Межгосударственный авиационный комитет (МАК) и специально сформированная правительственная комиссия. Согласно заключению МАК, основными причинами крушения стала потеря пилотами пространственной ориентации и их ошибочные действия. Экипаж попросту был недостаточно хорошо подготовлен к выходу из подобных ситуаций в ночное время.
Дело в том, что пилоты большую часть карьеры летали на самолетах советского производства, в которых авиагоризонт показывает изменения положения самолета относительно неподвижной линии горизонта. В американском авиагоризонте, установленном на «Боинге», наоборот, самолет показан неподвижным, а смещается только линия горизонта. Даже опытным пилотам, изначально привыкшим ориентироваться по одному из приборов, бывает непросто учитывать эту разницу. Судя по всему, именно этим объясняются действия Медведева в последние мгновения полета — он реагировал так, будто находился за штурвалом отечественного самолета.
Более того, на действия экипажа оказывала влияние хроническая усталость. В частности, следствие установило, что командир Медведев до рокового полета за три дня совершил шесть вылетов, причем половина из них были ночными. Он попросту не имел возможности нормально отдохнуть.
Кроме того, эксперты МАК пришли к выводу, что второй пилот недостаточно хорошо владел английским, чтобы разобраться в технической документации самолета, не обладали навыками для ночного пилотирования Boeing 737.
Наконец, причиной неадекватных действий КВС наряду с усталостью могло стать алкогольное опьянение. В пользу того, что Родион Медведев был нетрезв свидетельствуют результаты анализов, показавшие превышение допустимой нормы алкоголя в найденных на месте крушения образцах мышечной ткани командира (правда, специалисты признают, что такой результат мог стать следствием естественных посмертных процессов). Косвенно на это же указывает смска испуганной англоязычной пассажирки, в которой она перед вылетом написала, что командир говорит как «совершенно пьяный человек». Такое же впечатление складывается и при прослушивании записи переговоров в кабине лайнера, хотя невнятную речь Медведева и можно списать на сильную усталость.
Уголовное дело, заведенное по факту крушения самолета в Перми, закрыли в связи с гибелью обоих подозреваемых.
После катастрофы родственники погибших получили выплаты, составившие в совокупности 6,5 миллиона рублей. Компания «Аэрофлот» запретила компании «Аэрофлот-Норд» использовать ее бренд и самолеты. На месте падения лайнера был установлен монумент в память обо всех погибших на борту Boeing 737 в тот роковой день.