Историк моды, эксперт Московской академии дизайн-профессий Pentaschool Иван Шуринов рассказал читателям портала «Вокруг света», как появился женский брючный костюм и какую роль он сыграл в борьбе за права женщин.
Заявить о себе
Еще до появления брючных костюмов были женщины, которые надевали мужскую одежду. Образ девы-воительницы Жанны Д’Арк, по-мужски закованной в латы, стал частью французской истории во времена Столетней войны и остается им до сих пор.
Веком позже в Британии королева Елизавета Первая переодевалась в мужские доспехи на битву. Русская тезка англичанки тоже не отставала: говорят, что императрица Елизавета Петровна не отказывала себе в удовольствии носить мужские костюмы.
«Женщин привлекал сильный мужской образ, который они с удовольствием примеряли на себя. Это было необходимо, чтобы быть замеченными мужчинами в мире мужчин, потому что девушек в то время никто не воспринимал всерьез», — объясняет Иван Шуринов.
Перформанс, эпатаж и спорт
История брючного комплекта начинается в 1851 году. Амелия Блумер, одна из активисток суфражистского движения, шокировала общественность, выйдя на публику в шароварах. Предпосылкой такой «выходки» стала борьба женщин за равные права.
Этот перформанс взбудоражил умы. Общество не было готово к подобным радикальным изменениям, но они были неизбежны. В то время многие женщины стали заниматься спортом, ездить на велосипеде, устраивать дружеские посиделки на природе. В юбках это было трудно и иногда опасно для жизни.
Первые брюки не стали частью повседневного гардероба, но женщины надевали их для занятий спортом. А свое название — блумерсы — они получили в честь Амелии Блумер.
Костюмированные вечеринки и пиар-акции
В 1910-е мода оказалась под влиянием балетных сезонов Сергея Дягилева на восточную тематику. Женщины стали надевать «восточные» брюки. Но только на костюмированные вечеринки — в повседневной жизни такие образы порицались обществом.
Десятилетие спустя Коко Шанель явилась в свет в брючном мужском костюме. Это стало одновременно и успешным пиар-ходом, и причиной скандала. Брючный образ сыграл роль в становлении Шанель, хотя сама она предпочитала платья и юбки.
Голливудские образы
По-настоящему «заразила» женский гардероб брюками Марлен Дитрих. Ее брюки палаццо с высокой посадкой стали культовыми. В 1930-е Дитрих часто появлялась в обществе в брючных костюмах, а на премьеру фильма «Шанхайский экспресс» вовсе пришла в смокинге. Любимым выражением актрисы было: «Ни одна дама не надела бы юбку, если бы знала, как удобны брюки».
Другая голливудская знаменитость — Кэтрин Хепберн — тоже предпочитала брюки платьям и юбкам. Из-за этого ей нередко приходилось отбиваться от нападок в свой адрес. В некоторых отелях ей даже запрещали входить через парадный вход, если она была одета в брючный костюм.
Свобода, 60-е и рок-н-ролл
С приходом 1960-х все изменилось, и брюки окончательно прижились в женских гардеробах. Дизайнер Андре Курреж в 1964 году представил в своих коллекциях прямые брюки вместе с удлиненным прямым жакетом.
Однако для многих первооткрывателем женского костюма является Ив Сен-Лоран, который надел на женщин смокинги в 1966 году. Именно он доказал всему миру, что девушка в правильно скроенном костюме может быть желанной и сексуальной.
Символ сильной женщины
С 1980-х брючный костюм прочно закрепился в женском гардеробе. В это время складывается образ холодной, но прекрасной бизнес-леди. Женщины стали занимать высокие позиции в деловых и бизнес-сферах. Яркие примеры — Ангела Меркель и Хиллари Клинтон. Они всегда носят брючные костюмы, умело подбирая фактуры, блузы и цветовые сочетания.
Сейчас брючным костюмом никого не удивишь. Женщины носят самые разные фасоны брюк, а мужчины все чаще прибегают к юбкам, что показывают нам дизайнеры на подиумах и инфлюенсеры в соцсетях. Консерваторы скажут, что это неестественно, но, возможно, они просто не изучали историю. Мода сделала очередной эволюционный виток, и нам остается только наблюдать, что будет дальше, подытожил Иван Шуринов.