В 2023 году Татьяна Бакальчук, основательница и генеральный директора компании Wildberries, возглавила составленный Forbes рейтинг богатейших женщин России. До недавнего времени и она, и ее супруг оставались непубличными персонами, однако личность женщины, стоящей миллиарды, неизменно притягивала к себе внимание. Разразившийся скандал этот интерес только подогрел. Чему эта предпринимательница обязана своими успехом и какие цели она ставит перед собой сегодня?
От репетитора — к бизнес-леди
Будущая владелица крупнейшего маркетплейса в России родилась в 1975 году в подмосковном поселке Газопровод в семье учительницы и инженера. В семье было трое детей, кроме старшей Татьяны — младшие брат и сестра. Окончив Московский государственный областной социально-гуманитарный институт в Коломне, Татьяна Ким (такова была ее девичья фамилия) получила диплом преподавателя иностранных языков и начала работать по специальности, занималась репетиторством и переводами. В начале 2000-х она вышла замуж за радиофизика Владислава Бакальчука. Именно супруг и стал на долгие годы ее единственным партнером по бизнесу.
В 2004 году, сидя дома в декрете с первой дочерью, Татьяна решила немного увеличить доходы семьи и заняться интернет-бизнесом — продавать одежду и обувь. Это сейчас мы не можем представить себе жизнь без интернет-шопинга, а двадцать лет назад такие услуги были интересным новшеством. Еще нельзя было быть уверенным, что покупатели вообще согласятся приобретать одежду и обувь без примерки. И все же семейный стартап было решено построить на торговле в интернете.
Стартовых капиталов, чтобы приобрести товар для реализации, у семьи, как рассказывала позднее в интервью Татьяна, не было, и она придумала продавать одежду и обувь из популярных тогда немецких каталогов Otto Group — для заказа было достаточно внести предоплату всего в 10%, а доставка из Германии осуществлялась наложенным платежом.
В создание первого интернет-магазина Wildberries (с англ. «Дикие ягоды»), включая сайт и офис, вложили эквивалентную средней зарплате сумму в $700, на рекламу тратили по 2000 рублей в неделю. На первых порах с бизнес-советами Татьяне помогал муж (на тот момент — самостоятельный предприниматель, владелец интернет-провайдера), бухгалтерию взял на себя отец.
Строительство компании
Поначалу магазин базировался в квартире Бакальчуков, но через год в таких условиях стало тесно, и был организован полноценный склад и офис, наняты программисты, курьеры, организован колл-центр. Вскоре Владислав продал свою долю в основанной им it-компании и вложил в семейное дело.
В 2006 году предприниматели решили продавать отдельные бренды напрямую, стали заключать контракты с производителями, постепенно расширяя ассортимент. А главное, построили собственную логистическую сеть — всего за год пункты выдачи Wildberries появились во всех крупных городах страны. Существенным конкурентным преимуществом стала предлагаемая магазином бесплатная доставка и примерка для покупателей.
В 2010 году Wildberries, прежде торговавшая стоковыми товарами, перешла на модель агрегатора-маркетплейса, берущего комиссию с продавцов. Теперь на фиолетовом сайте стало возможно приобрести не только одежду и обувь, но и все, что душа пожелает, — от ювелирных изделий до гаджетов (а в нынешнем году на сайте компании предлагается приобрести даже автомобили «Лада»). Если в 2014 году компания торговала тысячью брендов, то десять лет спустя тут продается чуть менее 800 тысяч брендов.
Пожалуй, всеобщую популярность Wildberries приобрела во время пандемии коронавируса, когда запертые дома потребители обратились к интернет-шопингу как к единственной возможности совершать покупки.
Сегодня это самый крупный российский маркетплейс, на котором оформляют до 10 млн заказов ежедневно. Развитие франчайзинговой сети позволило «провести» Wildberries в самые отдаленные уголки России. Кстати, С 2019 года компания работает также в странах СНГ, Турции и Израиле. В 2023-м оборот Wildberries превысил 2,5 трлн руб, а прибыль составила 538,7 млрд руб. В 2024 году она впервые вошла в топ-10 интернет-маркетплейсов мира по посещаемости.
В радости — врозь
В 2019 году Татьяну Бакальчук как нового миллиардера, представляющего интерес для общества, упомянул американский Forbes — тогда стоимость компании Wildberries достигла $1,2 млрд. А вскоре одной из самых богатых женщин России Татьяна стала и по версии отечественного издания, а в 2021 году этот рейтинг возглавила. Совокупное состояние Бакальчуков на 2022 год, согласно составленному Forbes рейтингу самых богатых кланов, составляло более 13 миллиардов долларов.
О семейной жизни предпринимателей было известно не слишком много. Состоявшись в бизнесе, Татьяна реализовалась и как мать — у супругов семеро детей. В одном из интервью она признавалась, что с мужем они — «настоящая dream team». Казалось бы, крепкая семья всем на зависть. И вот внезапно Владислав Бакальчук жалуется на рейдерский захват компании. Это становится известно из телеграм-канала главы Чечни Рамзана Кадырова, к которому сооснователь Wildberries и обратился в поисках справедливости.
«Жену Владислава Сергеевича Татьяну рейдеры оградили от мужа и семерых детей. Супруги не имеют возможность увидеться и пообщаться, чтобы хотя бы обсудить происходящее. Активы компании Wildberries, на создание которой Владислав и Татьяна потратили 21 год упорного труда, с начала июля путём юридических махинаций спешно переходят в чужие руки через компанию Russ Outdoor… Налицо откровенный и наглый рейдерский захват», — написал Рамзан Кадыров, пообещав «лично проконтролировать» этот вопрос, «вернуть в семью Татьяну Владимировну и защитить законный бизнес».
Сама же Татьяна вскоре парировала постом в соцсети: «Это не рейдерский захват, это — развод». А затем записала видеообращение, в котором объяснила, что не является заложницей, с детьми все в порядке, а Владислав участия в управлении компанией не принимает, так как владеет всего лишь 1% созданного ею бизнеса. И продемонстрировала на камеру соответствующий документ.
Что же касается неожиданного для Владислава «рейдерского захвата», предпринимательница выложила фотографию с переговоров с представителями Russ Outdoors, на которой супруги Бакальчук присутствовали вместе, — в доказательство того, что муж был в курсе объединения компаний. «С самого начала всё было согласовано с Владиславом», — написала она.
Новый поворот
Все это случилось на фоне начала новой главы в истории Wildberris. 18 июня было объявлено об объединении маркетплейса и крупнейшего российского оператора наружной рекламы группы Russ с целью создания «новейшей цифровой торговой платформы», международная аудитория которой должна составить 5,8 млрд человек.
По данным РБК, ранее Татьяна Бакальчук направила письмо лично Владимиру Путину с деталями стратегического проекта, который призван составить конкуренцию американскому Amazon и китайской Alibaba. Президент РФ одобрил инициативу, проект также получил одобрение правительства. Первоначально, как сообщает издание, возглавить новую компанию должна была именно Бакальчук, однако сейчас гендиректором нового юрлица зарегистрирован глава Russ Роберт Мирзоян.
Среди сотрудников компании, которые не были готовы к начавшимся увольнениям и кадровым перестановкам, поползли слухи о рейдерском захвате. Однако Татьяна в своем телеграм-канале их
В свою очередь, Владислав Бакальчук в интервью РБК подтвердил, что владеет 1% компании. Однако он считает так: «Как супруги — у нас 50/50. У нас нет брачного контракта, все имущество делится пополам». По его мнению, вполне можно вернуть контроль над половиной компании юридическим путем, однако он против того, чтобы решать спор с женой через суд.
По словам Бакальчука, перед объединением на встречах с компанией Russ «никакой конкретики не было», а потом с ним и вовсе перестали общаться, и далее он обо всех шагах узнавал «по факту». В том числе и о том, что компания Russ, обороты которой в 100 раз меньше оборотов Wildberries, собирается получить диспропорционально большую долю. Подозревает он и то, что его супругой будущие партнеры просто манипулируют. Именно потому он и обратился к своему другу Рамзану Кадырову — в стремлении к прозрачности сделки.
Супруг Татьяны Бакальчук выразил желание, чтобы при объединении компаний были учтены и его собственные интересы, и интересы супруги. Он надеется, что до развода все-таки не дойдет и семью сохранить удастся.