Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Фигура, замри: 9 секретов картины «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» создателя неоимпрессионизма Жоржа Сёра

Любимый сюжет импрессионистов, любимые ими эксперименты с разделением цветового тона — разве можно было удивить всем этим после них и на их же выставке? У Жоржа Сёра получилось

13 июля 2024Обсудить

«В самом дальнем зале, пятом, зрителей ожидала большая сенсация — живопись неоимпрессионистов. На задней стене висел шедевр Сёра, манифест нового течения — „Воскресенье на Гранд-Жатт“, конструктивистски продуманный и иератически выписанный, как египетский живописный фриз», — так арт-критик Оскар Рейтерсверд охарактеризовал картину, поразившую публику на восьмой выставке импрессионистов.

Фигура, замри: 9 секретов картины «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» создателя неоимпрессионизма Жоржа Сёра

Жорж-Пьер Сёра «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт», между 1884 и 1886

Источник:

ART INSTITUTE OF CHICAGO

«Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт»

Размер: 207,5 х 308,1 см
Годы создания: 1884–1886
Техника: Холст, масло
Где находится: в Чикагском институте искусств в США

Сюжет «Воскресного полдня на острове Гранд-Жатт» был вполне зауряден и очень любим самими импрессионистами: парижане наслаждаются отдыхом у воды. Неожиданной оказалась техника: и фигуры, и фон написаны множеством раздельных скругленных мазков, практически чистыми, хотя и разбеленными, цветами — синим, желтым и красным.

Все оттенки, обычно получаемые художниками на палитре, должны были оптически «образоваться» из этих мазков при взгляде на картину: зеленый — из синих и желтых, оранжевый — из желтых и красных, лиловый — из красных и синих. Сёра был увлечен теориями химика Мишеля Шеврёля и физика Огдена Руда о том, как разные цвета, находясь рядом, меняют восприятие друг друга человеческим глазом.

Фигуры отдыхающих горожан, написанные вибрирующей точечной мозаикой, были монументальны, декоративны и статичны, словно куклы, установленные в символичные позы: «типичная нарядная парочка», «типичный светский франт».

Сёра о своем взгляде на мир говорил так: «Художник должен научиться изображать не предмет, а сущность предмета. Когда он пишет лошадь, это должна быть не та конкретная лошадь, которую вы можете опознать на улице. Камера создает фотографию; нам же следует идти гораздо дальше».

Сейчас трудно представить, насколько картина Сёра была чужеродна другим работам на выставке: застывший покой вместо подвижности, вечность вместо мгновений. Критики называли ее то скучной, то смешной, да и многим импрессионистам она не понравилось. Технику Сёра стали именовать пуантилизмом (от французского point — «точка»), хотя сам он предпочитал термин «дивизионизм» (от division — «разделение»). Импрессионисты же в насмешку прозвали ее «конфеттизмом».

Теория цвета

В традиционной теории цвета основными считались красный, желтый и синий; смешанные попарно, они дают три вторичных.

Фигура, замри: 9 секретов картины «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» создателя неоимпрессионизма Жоржа Сёра
Источник:

iStock

В XIX веке выяснилось, что мелкие мазки чистых цветов, положенные рядом, на расстоянии выглядят как третий цвет, более живой, чем если бы эти краски смешивали на палитре.

9 деталей картины

Фигура, замри: 9 секретов картины «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» создателя неоимпрессионизма Жоржа Сёра
Источник:

Жорж-Пьер Сёра / журнал «Вокруг света»

1. Отсутствующий черный. Несмотря на обилие темных деталей, черную краску Сёра не применял вовсе; условно черные жакет, цилиндр, зонт, собака написаны мазками темно-зеленого, насыщенно-синего, красного и желтого цветов.

2. Трава. Для передачи зеленого цвета травы Сёра использовал недавно разработанный желтый пигмент — хромат цинка, который со временем стал коричневатым, безнадежно изменив задуманный колорит картины.

3. Общий тон. Феликс Фенеон, один из немногих критиков, сразу оценивших работу Сёра, восхищался тем, что при общей разноцветности мелких мазков он мастерски сохраняет в них единый тон. На первой выставке из-за плохого освещения это достоинство стало недостатком: изобилие цветных точек слилось в единые сероватые пятна.

4. Контуры. Картина была закончена в 1886 году, но три года спустя Сёра для большей контрастности добавил фигурам контуры из более темных красных, желтых и синих точек.

5. Бордюр. Художник, ранее расписывавший в тонах картин и их рамы, решил дополнять работы живописными «бордюрами», которые должны были размыть границу между живописью и рамой. Бордюр «Воскресного полдня», написанный значительно позже самой картины, состоит преимущественно из красных и синих точек.

6. Вертикаль. Сёра задал картине жесткую вертикальную доминанту, написав точно в центре высокую женщину, держащую за руку девочку.

7. Профили. Большинство фигур развернуты в профиль — этим ракурсом Сёра, вероятно, отсылал зрителя-современника к недавно открытым фрескам египтян и ассирийским рельефам, которые он считал крайне выразительными.

8. Место. Гуляния, которые изобразил художник, происходят на тянущемся вдоль Сены острове Иль-де-ла-Гранд-Жатт, в совсем недавно построенном парке, который быстро стал весьма популярен. Из-за обилия влюбленных парочек парижане прозвали Гранд-Жатт островом Любви.

9. Двусмысленность. Некоторые искусствоведы считают, что Сёра изобразил на картине местных проституток, объясняя это предположение тем, что дама с удочкой слишком нарядно одета для рыбалки, а обезьянка (singesse), которую держит на поводке женщина на переднем плане, прямо намекает на жаргонное прозвище жриц любви.

ХУДОЖНИК
Жорж Сёра

Фигура, замри: 9 секретов картины «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» создателя неоимпрессионизма Жоржа Сёра
Источник:

Wikimedia Commons

1859 — родился в семье отставного госслужащего в Париже.
1875 — поступил в Муниципальную школу живописи, где занимался у скульптора Жюстена Лекьена.
1878 — принят в Школу изящных искусств.
1879 — после посещения 4-й выставки импрессионистов оставил Школу. Был призван на военную службу.
1882–1884 — занимался рисунком, искал способы выразить все, используя только черные и серые тона карандаша и белизну бумаги.
1888 — начал встречаться с Мадлен Кноблох, которая станет моделью для картины «Пудрящаяся женщина», но скрывал эти отношения от своей добропорядочной семьи.
1890 — Мадлен родила сына, и Сёра официально признал его своим.
1891 — скоропостижно умер.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения