В современном цивилизованном мире найдется не так уж много людей, которым не знакомы имена Óдина, Тора, Локи и других богов скандинавского пантеона. Своей нынешней популярностью они прежде всего обязаны Голливуду, но в основу сюжетов американских блокбастеров легли истории из «Старшей Эдды» — одного из величайших мировых эпосов. О том, как и где создавалась «Эдда» и какое влияние она оказала на всю европейскую культуру, Vokrugsveta.ru рассказал историк, автор первого русскоязычного прозаического переложения «Старшей Эдды» Илья Бояшов.
Источник вдохновения
«Старшая Эдда» делится на два цикла — «Песни о богах» и «Песни о героях», состоящие из десяти и шестнадцати песен соответственно. В произведениях о богах содержится богатейший мифологический материал, а в песнях о героях центральное место занимает сам персонаж, его доброе имя и посмертная слава. Наследие «Старшей Эдды» трудно переоценить.
«Именно из „Старшей Эдды“ во многом выросло то древо европейской культуры, которым сейчас мы гордимся. Проще всего отзвуки „Старшей Эдды“ обнаружить в современном фэнтези — основоположник этого жанра Джон Толкин позаимствовал оттуда очень многое. Но писатели черпали вдохновение из „Старшей Эдды“ и до Толкина — например, Ганс Христиан Андерсен. Все эти карлики, гоблины, эльфы, драконы пришли к нам именно оттуда. Есть и более наглядный пример ее влияния: столь популярная ныне субкультура, построенная на комиксах „Марвел“, во многом основывается именно на „Эдде“», — объясняет Илья Бояшов.
Действительно, одним из самых популярных «марвеловских» супергероев является Тор — бог-громовержец из скандинавско-германской мифологии. В «Старшей Эдде» много рассказывается о Торе и его деяниях, а в XXI веке подростки узнают о нем, его отце Одине, трикстере-антигерое Локи и прочих скандинавских богах, населяющих небесный город Асгард, из комиксов и снятых по ним голливудских фильмов.
Есть и куда менее очевидные влияния «Старшей Эдды» на современную культуру. Илья Бояшов предлагает вспомнить, например, творчество Эрнеста Хемингуэя.
«Присущие ему лаконичность, точность и образность — приемы из инструментария „Эдды“. Образы, сюжеты „Старшей Эдды“ вдохновляли и вдохновляют художников, композиторов, киносценаристов», — отмечает писатель.
Творение исландских беглецов
«Старшая Эдда» впитала в себя мифологию Германии и Скандинавии, но сама она «родилась» в Исландии, которая в географическом смысле отделена от германо-скандинавского региона. Почему так получилось?
«В свое время Исландия стала убежищем для многочисленных беглецов из Скандинавии, спасавшихся от тирании тамошних владык. Массовый исход начался после того, как конунг Харальд Прекрасноволосый в конце IX века решил объединить Норвегию железом и кровью. В 872 году в битве при Хаврсфьорде армия Харальда разбила войско свободных ярлов. У потерпевших поражение не осталось перспектив на родине — тут-то норвежцам и пригодилась Исландия, открытая, как считается, их соплеменником по имени Наддод несколькими десятилетиями ранее. Кроме семей, рабов, скота и разнообразного скарба переселенцы захватили и культурный багаж — сказания, мифы, предания», — рассказывает Илья Бояшов.
До нас дошли даже имена некоторых из исландских первопоселенцев: Асгерд, жена знатного человека Офейга, погибшего вследствие ссоры с конунгом Харальдом; знатные и уважаемые люди Сигват Рыжий, Офейг Хмурый, Финн Богатый, Трази Торольфссон, Кетиль Лосось, Орм Старый, Ауд Мудрая, Стейнольф Гейрмунд, Ботвар Белый; храбрый и знаменитый викинг Онунд Деревянная Нога и другие.
Важно понимать, что сказания, которые они увезли с собой на новую родину, уже не были чисто скандинавскими. Викинги (они же норманны, они же варяги) сначала занимались лишь пиратскими набегами, но скоро приступили к завоевательным походам и начали создавать свои государства на территориях Британии, Франции, Руси, Италии и не только. При этом норманны испытали сильное культурное влияние весьма близких к ним германцев — по этой причине «Старшая Эдда» являет собой сплав скандинавской и германской мифологии. В частности, она содержит легенды о боге Вотане, ставшем скандинавским Одином, о кольце Нибелунгов, о великом герое Зигфриде (у скандинавов — Сигурд) и воительнице Брюнхильде (Брунгильде).
К пантеону, частично позаимствованному у германцев, скандинавы прибавили собственных духов природы — альвов — и получили оригинальную божественную иерархию. Кроме того, в их комбинированной мифологии сложилась красивейшая картина мироустройства.
Приняв христианство, исландцы отнеслись к своему культурному наследию рачительно — благодаря этому мы сейчас можем насладиться строками «Старшей Эдды». В других странах Европы дело обстояло печальнее — мы никогда не узнаем, сколько легенд, мифов и, быть может, других столь же великих эпических сказаний оказались утрачены по людскому нерадению и отсутствию любопытства, а порой и в результате сознательного уничтожения «языческих писаний».
Головоломка для потомков
О древности «Старшей Эдды» свидетельствует тот факт, что ее песни написаны тоническим аллитерационным стихом, в котором вместо рифм в качестве связок используются слова, начинающиеся с одного звука. Такая поэтическая форма долго сохранялось в обособленной от остального мира Исландии, в то время как в континентальной Европе авторы уже перешли к рифмованным стихам. Еще один характерный признак «Эдды» — частое употребление кеннингов, архаичных метафор, состоящих, как минимум, из двух существительных.
Сюжеты некоторых песен «Старшей Эдды» повторяются и ссылаются друг на друга, стихи порой сменяются прозаическими вставками, читателю нередко приходится продираться сквозь чересполосицу загадок, прорицаний, монологов и диалогов.
«Если сравнивать со многими другими эпическими сказаниями Средневековья, такими, как „Песнь о Роланде“ или цикл о короле Артуре и его рыцарях, то „Старшая Эдда“ оказывается куда более сложна для понимания. Она изобилует трудновыговариваемыми названиями местностей, именами и весьма обрывочна. „Старшую Эдду“ можно уподобить головоломке, в которой отсутствует ряд важных деталей. Даже некоторым выдающимся скандинавистам, таким, как Михаил Иванович Стеблин-Каменский, пришлось как бы „додумывать“ некоторое моменты. Например, в случае с „Песнью о Хюндле“ Стеблин-Каменский предположил, что беседа великанши Хюндлы с богиней Фрейей происходит в Асгарде, хотя на самом деле они, быть может, беседовали где-нибудь в пещере. Сейчас нам этого достоверно уже не узнать», — констатирует Илья Бояшов.
Судя по всему, до нас дошли далеко не все произведения «Старшей Эдды» — кое-что затерялось во тьме веков. Отдельные песни кажутся версиями одного и того же произведения. Запутанности «Эдды» поспособствовало то, что исследователи позднейших времен, заново открывшие ее, меняли изначальный порядок сказаний.
«В таких перестановках имелся некоторый смысл, ибо иногда рука так и тянется изменить канонический текст… Например, в „Песнях о Героях“, образующих вторую часть цикла, конец оказывается в начале, а начало — в конце. Чтение всего цикла — это постоянное напряжение мысли, постоянное обращение к комментариям профессиональных скандинавистов. Впрочем, и профессионалы порою не могут разгадать некоторые из этих хитросплетений», — сетует Бояшов.
Из «Прорицания Вёльвы»*
Что касается богов — асов и ванов, — то появились асы и ваны еще в незапамятные времена. Многие из них произошли от союзов Одина с богинями и великаншами, а некоторые ведут свой род от ётунов. Один, сын Бора и Бестлы, всех их знатнее и старше и по праву носит имя Всеотца. Как ни могущественны другие боги, все они перед ним словно дети перед отцом.
Один известен и под многими другими именами: Отец Всех Павших, Бог Всех Повешенных, Бог Богов, Бог Ноши, Создатель Рун, Седобородый, Хитрый, Уверенный, Мудрый, Коварный, Многоликий, Воинственный. Он взял себе в жены богиню Фригг, о которой речь еще впереди.
Первым сыном Высокого от союза его с великаншей по имени Земля стал самый могучий ас, в бесстрашии способный соревноваться с отцом, а по силе своей превосходящий всех других асов. Всеотец назвал его Тором, или Громом.
Имел Тор рыжие волосы — видно, во время зачатия аса на его мать упал солнечный луч. Называли Тора еще Страхом Исполинов — никого так не боялись ётуны и инеистые великаны, как самого страшного своего противника, готового без устали вступать с ними в схватку. И не было им от первенца Одина никакой пощады: постоянно находился он в походах, смело наведываясь в Нифльхейм и Ётунхейм, пересекая вброд реки и перемахивая через самые скалистые горы.
Многих великанов Тор отправил к богине смерти, поражая их мечом и проламывая им головы огромными камнями. Когда Тор хохотал, то смех его был подобен горному обвалу, когда же сердился — от его рыка шатались самые крепкие скалы. В ярости он способен был сотрясти само небо, но впадал в неистовство только при виде чудовищ. Что же касается людей, ас редко сердился на них, снисходительно относился к людским слабостям и старался оберегать женщин и детей.
* Здесь и далее приведены отрывки из песен «Старшей Эдды» в пересказе Ильи Бояшова
Скальды известные и неизвестные
То, что мы все-таки не полностью увязаем в тексте «Старшей Эдды» и более-менее понимаем, что там написано, — заслуга знаменитого Снорри Стурлусона, исландского скальда, прозаика, историка и политика, жившего в XII–XIII вв. Он сделал неплохую карьеру при дворе короля Норвегии Хокона V, но больше всего интересовался родной культурой и историей — разрозненные сведения о них скальд постарался обобщить и упорядочить.
Стурлусон известен как автор «Младшей Эдды», «Круга Земного» и других произведений, в которых содержится обзор мифологии и истории мира викингов. В «Младшей Эдде» приведены и подробно растолкованы многие, хотя и далеко не все, из сказаний «Старшей Эдды». Примечательно, что Стурлусон предлагает приземленную трактовку мифа о скандинавских богах: по его мнению, Один и прочие обитатели Асгарда когда-то были вождями и правителями — столь великими, что потомки их впоследствии обожествили.
А вот имена создателей «Старшей Эдды», как и подобных ей произведений, мы вряд ли когда-нибудь узнаем доподлинно. Некоторые приписывают авторство исландскому священнику и писателю Сэмунду Мудрому Сигфуссону, жившему в XI–XII вв. Такого мнения, в частности, придерживался епископ Бриньоульвюр Свейнссон — исландский любитель старины, в 1643 году обнаруживший рукописный сборник древних песен о богах и героях.
Но если достопочтенный Сэмунд и в самом деле приложил руку к «Старшей Эдде», то явно не один, хотя возможно, что именно Сэмунд свел сказания «Старой Эдды» в единый корпус текстов. Образовавшие ее легенды складывались на протяжении нескольких столетий — примерно в V–XI вв. Вот так и получилось, что на страницах «Старшей Эдды» конунг гуннов Атли (Аттила) соседствует с конунгами Гардарики Вальдаром и Ярицлейвом (древнерусские князья Владимир и Ярослав Мудрый). В реальной жизни их разделяло шестьсот лет, но для эпоса такая временная дистанция не значит абсолютно ничего.
Цикл совершенно явно принадлежит разным сказителям, ибо составляющие его поэмы несут влияние разных поэтических школ. Тот же Снорри Стурлусон упоминает в своих произведениях более пятидесяти скальдов, о которых мы сейчас вообще ничего не знаем.
Портреты богов и героев
В «Песнях о богах» (скандинавских богов еще называют асами — по названию их обители Асгарда), первой части «Эдды», наиболее активны Один, Тор и Локи. Один — верховный из асов, бог войны, мудрости, пророчеств, заклинаний и покровитель поэзии. Вооруженный каменным молотом Мьёллниром простодушный Тор — бог грозы, покровитель земледелия, защитник людей. Антигерой-трикстер Локи — сначала выступает в роли комического персонажа, а потом становится злодеем. Именно Локи — отец владычицы царства мертвых Хель и чудовищного волка Фенрира, который в Рагнарёк, день гибели мира, последующего за глобальной битвой богов и хтонических чудовищ, проглотит солнце.
Один и Тор на иллюстрациях XVIII века
«Благодаря Снорри Стурлусону мы знаем, кто такие Один и Локи, кто такая Вёльва, что за прорицание она сделала, что означает битва Рагнарёк и многое другое», — констатирует Илья Бояшов.
Но все же скальд объяснил, увы, давно не все. Дело в том, что те места в «Старшей Эдде», которые кажутся нам темными и неясными, для древних скандинавов были абсолютно понятны: каждое, даже вскользь упомянутое имя, название и событие значило для них очень многое. Люди того времени знали свои родословные на много веков назад, помнили огромное количество событий из истории и мифологии.
По словам Бояшова, при работе над прозаическим переложением «Старшей Эдды» ему иногда приходилось заниматься реконструкцией.
«Нужно было как-то закрыть „белые пятна“. В этом плане мне облегчало работу то, что я не являюсь профессиональным скандинавистом. Я всего лишь литератор — то есть, человек поверхностный. Подобно Элиасу Лённроту, „склеившему“ в своё время „Калевалу“ из обнаруженных им в карельских деревнях кусочков, я выстраивал мостки между разрозненными частями истории, исходя из собственных предположений. Например, у меня вышеупомянутая беседа великанши Хюндлы с богиней Фрейей происходит не в Асгарде, как считал Стеблин-Каменский, а в пещере — мне этот вариант показался более естественным. Я честно сообщил в предисловии о том, что кое-что додумал. Моя задача простая — заинтересовать читателя, а потом он, если захочет, всегда сможет ознакомится с этими текстами и в оригинале», — поясняет писатель.
Что касается «Песен о героях», то они, в отличие от асов, чуть более историчны, и мы можем попытаться идентифицировать этих персонажей. Уже упоминалось, что Атли из «Старшей Эдды» — ни кто иной, как великий завоеватель Аттила, «Бич Божий». Византийский историк Марцеллин Комит сообщает, что Аттила якобы был заколот во сне собственной женой. Этот слух нашел отражение в «Старшей Эдде»: сестра бургундского короля Гудрун убивает своего пьяного мужа, короля Атли — так она мстит ему за своих братьев, предательски убитых по приказу повелителя гуннов.
Еще один персонаж Эдды — конунг Гуннар, которого приспешники Атли бросают в яму со змеями. Есть мнение, что его прообразом послужил властитель древнегерманского племени бургундов Гундахар, живший около 385-436 гг. Он погиб в битве на Рейне, в ходе которой войско бургундов было разгромлено гуннами.
Что же касается великого героя Сигурда, убившего страшного дракона Фафнира, то и ему пытаются найти исторический прототип. В частности, называют владыку древнегерманского племени херусков Арминия, разгромившего легионы римского военачальника Публия Квинтилия Вара в битве, разыгравшейся в Тевтобургском Лесу. Хотя, скорее всего, образ Сигурда является собирательным.
Из «Песни о Гудрун»
Вскоре сын Хёгни Нивлунг отомстил за отца, и Гудрун в этом помогла племяннику. Однажды, когда Атли сильно напился и отошёл ко сну, Гудрун тайно провела Нивлунга в дом и впустила его в спальню. Меч пресек жизнь злобного конунга, но Атли умер не сразу. Разбуженный смертельным клинком, он спросил:
— Кто причинил смерть потомку Будли? Это скверное дело, и мне с ней не справиться.
Гудрун наклонилась над ним и открылась:
— Не скрою правды — я виновата в том, что ты умираешь. Сын Хёгни нанес тебе смертельный удар.
Атли сказал:
— Я дал тебе тридцать рабов, семь рабынь, много серебра, и был обилен твой доход от большого стада. Нас окружали знатные воины, и мы с тобой могли бы множить богатства. Но тебе этого показалось мало.
— Плохо мне жилось с тобой, — ответила Гудрун. — Несмотря на все наши богатства и все почести.
— Об одном теперь прошу, — прохрипел Атли, — поступи со мной как подобает — все приготовь и вели обрядить в последний путь мое тело с честью.
Гудрун согласилась:
— Приготовят тебе и корабль, и украшенный гроб, и вощеный саван. Для твоего мертвого тела я сделаю все — как если бы мы в мире и согласии прожили наши годы.
Атли испустил дух, и его родичи скорбели об этом. Гудрун же сделала все, что обещала, и с почестями снарядила мужа в Хель. Ночью, когда все спали, она подожгла дом Атли. В доме спали его воины, а также трэллы и служанки: все они сгорели вместе с двором и пристройками.
Контекст географический и культурный
И Атли, и Гудрун, и Гуннар, и Сигурд являются героями и другого великого средневекового эпоса, германской «Песни о Нибелунгах». Только там они, естественно, зовутся на германский лад: Этцель, Кримхильда, Гунтер, Зигфрид. Это является наглядным доказательством связи скандинавской и древнегерманской культур.
Но для русскоязычного читателя интереснее тот факт, это что в ареал «Старшей Эдды» входила и древняя Русь, которую скандинавы называли Гардарики («Страна городов»).
«Скандинавия и Русь в ту пору имели чрезвычайно много общего. Прежде всего, и те, и другие были кровавыми и беспощадными язычниками! У них был Один, у нас — Перун, требовавшие человеческих жертв. Язычникам-скандинавам было куда легче найти общий язык со славянами, нежели с христианским населением Западной Европы. Конечно, на Руси викинги тоже „шалили“: они плавали по знаменитому речному пути из варяг в греки не только с торговыми, но и с разбойничьими миссиями. Но они же воспринимали Русь и в качестве убежища. Ибо очень многие викинги бежали сюда после междоусобиц. Они селились на Руси, пускали корни и поразительно быстро перенимали здешние обычаи. Через два-три поколения потомков пришлых варягов уже было практически не отличить от коренных жителей. В свою очередь и русские князья порой бежали в Скандинавию, а потом возвращались оттуда с подмогой — так поступил Владимир, так намеревался поступить и его сын Ярослав», — отмечает Илья Бояшов.
На территории России, особенно в Ленинградской и Новгородской областях, можно найти следы пребывания варягов, свидетельствующие, сколь важную роль играли они в этих землях. В первую очередь, на ум приходит Старая Ладога — населенный пункт, расположенный в низовьях реки Волхов, недалеко от места ее впадения в Ладожское озеро. Он считается одним из самых древних поселений на северо-западе России, если не самым древним. Возможно, когда-то здесь держал свою резиденцию сам Рюрик — основатель правившей на Руси свыше семисот лет династии.
Нет особых оснований сомневаться в том, что Рюрик был скандинавом. Однако, как показали археологические раскопки, и задолго до появления Рюрика Старая Ладога была крупным торговым пунктом, местом взаимодействия людей самых разных этносов и культур. Находки ученых подтверждают, что выходцы со Скандинавского полуострова в течение нескольких веков были равноправными обитателями Старой Ладоги и даже всего Приволховья. Под названием Альдейгьюборг Ладога упоминается и в древнескандинавских сагах — некоторые из которых дошли до нас благодаря все тому же Снорри Стурлусону.
Если же включить «Старшую Эдду» в контекст общекультурный, то напрашивается сравнение с другими крупными эпосами. Их можно расставить в хронологическом порядке. Так, карело-финская «Калевала», воссозданная и отчасти реконструированная Элиасом Лённротом, отображает самый архаичный этап развития человеческой цивилизации — время, когда родоплеменные отношения еще только начали складываться, а ни о какой государственности не было и речи. В то же время «Старшая Эдда» показывает общество в состоянии перехода от родоплеменного строя к зачаткам государства. Наконец, цикл русских былин о богатырях — это эпоха раннего феодализма, когда уже есть государство, не успевшее вступить в период раздробленности.
Эту цепочку можно продолжить и дальше, ведь произведения человеческого ума и вдохновения не существуют в пустоте, но вместе образуют великое культурное древо, охватывающее все страны и эпохи… А «Старшая Эдда» находится почти у самых его корней.