Святки длятся с 7 по 19 января, с Рождества до Крещения, и приурочены к зимнему солнцестоянию. Наши предки называли святки «страшными вечерами», а также «погаными» или «бесовскими» неделями. Считалось, что на второй день Рождества начинается разгул нечисти, которая исчезала лишь после Крещения.
Неудивительно, что некоторые канувшие в Лету традиции святочной недели современных людей, мягко говоря, шокируют.
Непристойные гадания
Все знают про гадания с зеркалом и свечами, с башмачком на перекрестке. Но самые раскрепощенные девушки практиковали в Святки ночное гадание в бане или овине с зерном, где они задирали юбку, обнажая ягодицы, и ждали, когда банник или овинник — мистические существа, обитающие там, — потрогают их за пятую точку. Волосатая, по ощущениям, рука означала, что муж будет богатым, голая — бедным, мокрая — пьющим.
Самые смелые девушки задирали подол у открытого окна — отвесить шлепок в этом случае должен был случайный прохожий.
Ряженые колядуют
В страшные вечера славяне не забывали колядовать — костюмы у них были порой более броскими, чем сейчас на Хэллоуин. Люди надевали маски с рогами и оббивали пороги соседей, выпрашивая пироги и пряники. Причем занимались этим не только дети и молодежь, а люди всех возрастов.
Так, в книге «Святочные обычаи в Кадниковском уезде» описываются ряженые: «седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла — кнутом; цыганка с ребенком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки». Примеряли люди также костюмы медведя, кикиморы или бродяги.
Такие гости обычно кричали, смеялись, рассказывали байки и танцевали (изображали «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания»). Каждый пытался хоть немного походить на нечистого духа. Цыганка могла погадать девушкам, а нищие просили милостыню.
Ряженые также могли опрокидывать кадки с водой, квашни с тестом, обливали всех водой и мазали сажей.
Субботки-вечерки
Всю неделю после Рождества молодежь, не связанная брачными узами, практиковала вечерние посиделки — пожалуй, сегодня их бы назвали «вписками». Этот обычай православная церковь не приветствовала.
Девушки арендовали на вечер избу у какой-нибудь «честной вдовы», украшали ее лентами, расставляли свечи, скамейки и приглашали молодых людей — иногда за посещение тем приходилось платить. Все они, разумеется, были холостыми.
Гостей встречали довольно странными песнями, например, такими:
«Дунай, Дунай, многолетствуй!
И с твоею полюбовницей!»
Куда менее приличных песен в репертуаре тоже хватало. Девицы надевали свои лучшие наряды и балагурили с парнями, которые могли за один вечер обойти несколько изб: над теми, где проходила субботка, на высоких жердях светились фонари.