Галлюцинации, онемение тела и головные боли: почему появляется мигрень

Ранее ученые не знали, как возникает это неприятное самочувствие

6 июля 2024Обсудить
Галлюцинации, онемение тела и головные боли: почему появляется мигрень

Freepik

Новое исследование на мышах позволило выявить ранее неизвестный путь между мозгом и периферическими нервами, который может объяснить связь между симптомами ауры и мигренью. В течение многих лет ученые задавались вопросом, как мигрень может провоцировать возникновение ауры — недолговечных неврологических симптомов, которые возникают до или во время головной боли. Теперь, согласно исследованию на мышах, недавно обнаруженный сигнал, который мозг посылает периферическим нервам, может быть ответом.

Более 1 миллиарда человек каждый год страдают от мигрени, и около четверти из них сталкиваются в том числе и с аурой. Эти сенсорные симптомы заключаются в видении света и слышании звуков, которых на самом деле нет, или в ощущении покалывания и онемения. Ученым было известно, что ложные симптомы связаны с депрессией кортикального распространения, волнами аномальной активности, которые омывают мозг и временно инактивируют определенные нейроны. Считается, что волны каким-то образом сбивают с толку нервы, обнаруживающие боль, отчасти путем высвобождения химических веществ в спинномозговую жидкость, вещество, которое окружает и смягчает орган.

То, как именно химические вещества достигали нервов, было загадкой. Теперь ученые обнаружили путь, по которому некоторые молекулы могут выйти из защитного барьера мозга. В новом исследовании ученые изучили маршрут, по которому спинномозговая жидкость идет на выход из мозга, увеличивая кластер нейронов, называемый тройничным нервом. Этот пучок клеток передает сигналы от нервов лица и челюсти к серому веществу, подключаясь к стволу мозга. Ученые обнаружили, что этот нервный пучок также обеспечивает путь для спинномозговой жидкости и молекул в нем.

Ученые обнаружили, что во время ауры белки, которые могут активировать и приводить к повышенной чувствительности сенсорные нервы, высвобождаются в спинномозговой жидкости и транспортируются в тройничный нерв, где они активируют сенсорные нервы. Именно поэтому и возникает головная боль во время мигрени, и это то, что связывает фазу ауры с головной болью.

Однако главный нюанс заключается в том, что все эксперименты группы проводились на мышах. По сравнению с человеческим, мозг мыши очень гладкий. Мозговая ткань человека имеет больше складок, поэтому аномальные волны, связанные с мигренью, не могут перемещаться так эффективно.

О 7 фактах об устройстве нервной системы человека, которые свидетельствуют о ее несовершенстве, читайте в этой публикации Vokrugsveta.ru.