Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Гавайский клипер» исчезает без следа: как таинственная пропажа летающей лодки бросила тень на светлое будущее пассажирской авиации

Отсутствие вещественных признаков катастрофы, случившейся 29 июля 1938 года, дало почву для разных теорий

22 июля 2024Обсудить

История авиации знает немало катастроф. Обстоятельства большинства из них удается установить быстро и точно, в иных случаях анализ обломков и тел погибших позволяет сделать предположения относительно причин гибели воздушного судна. Но бывает и так, что самолеты исчезают совершенно бесследно, а предшествовавшие пропаже события позволяют строить самые фантастические версии об их судьбе. Этим материалом Vokrugsveta.ru открывает небольшой цикл о самолетах, без вести пропавших над Тихим океаном при весьма интригующих обстоятельствах. И начнем мы с исчезновения летающей лодки Martin M-130 в 1938 году.

«Гавайский клипер» исчезает без следа: как таинственная пропажа летающей лодки бросила тень на светлое будущее пассажирской авиации

Одна из трех построенных летающих лодок Martin M-130, 1935 год

Источник:

FPG/Archive Photos/Getty Images

На заре новой эпохи

Тридцатые годы XX века положили начало регулярному международному авиасообщению. Первые пассажиры с опаской поднимались на борт новомодных крылатых гигантов, спрашивая друг друга и членов экипажа: «А вы уверены, что это абсолютно безопасно?» Большинство людей, которым нужно было перебраться с континента на континент, по старинке пользовались кораблями.

Морские лайнеры окончательно проиграют конкурентную битву самолетам в 1960-х, но накануне Второй мировой войны до этого было еще далеко. Тогда многим казалось, что будущее воздушного сообщения за дирижаблями, однако несколько катастроф, самой громкой из которых стала гибель германского «Гинденбурга» 6 мая 1937 года, положили конец развитию дирижаблей. Самолеты оказались более надежным воздушным транспортом, но в то время летать на них было куда опаснее, чем в наши дни.

«Гавайский клипер» исчезает без следа: как таинственная пропажа летающей лодки бросила тень на светлое будущее пассажирской авиации

Гибель «Гинденбурга» унесла жизни 36 человек

Источник:

Sam Shere, Public domain, via Wikimedia Commons

Одна из самых нашумевших авиакатастроф конца 1930-х случилась 29 июля 1938 года, когда где-то над Тихим океаном бесследно исчезла летающая лодка Martin M-130 с 15 людьми на борту.

Эта крылатая машина была создана по заказу авиакомпании Pan American Airways (PAA, PanAm; в 1950-м сменила название на Pan American World Airways), активно осваивавшей воздушные маршруты с 1927 года. Martin M-130 суждено было стать первым в истории самолетом, выполнявшим регулярные воздушные рейсы через Тихий океан.

Оригинальность конструкции этой летающей лодки заключалась в том, что Martin M-130 не имела боковых поплавков — поперечная устойчивость обеспечивалась так называемыми спонсонами, выступавшими из нижней части фюзеляжа. Они же использовались для посадки-высадки пассажиров и в качестве топливных баков.

«Гавайский клипер» исчезает без следа: как таинственная пропажа летающей лодки бросила тень на светлое будущее пассажирской авиации

Martin M-130 China Clipper. Позднее эксперты пришли к выводу, что эта летающая лодка отличалась недостаточной прочностью: летательные аппараты с монококовой конструкцией уступают в этом плане самолетам с продольным набором силовых элементов

Источник:

Museum of Flight/CORBIS/Corbis via Getty Images

Фюзеляж Martin M-130 имел монококовую конструкцию — то есть основным несущим элементом являлась сама внешняя оболочка. Лодка оснащалась четырьмя 14-цилиндровыми двигателями Pratt & Whitney R-1830-S2A5G мощностью по 830 л. с., которые приводили в движение трехлопастные винты. Самолет отличался высокой грузоподъемностью: максимальный взлетный вес составлял 23,7 тонны при том, что пустой самолет весил около 11,2 тонны.

Надо сказать, что в серию эти машины все-таки не пошли — было изготовлено лишь три экземпляра, все они погибли в авиакатастрофах. Первая из них постигла летающую лодку Martin M-130 с бортовым номером NC14714, носившую имя Hawaii Clipper (две другие лодки этой модели назывались China Clipper и Philippine Clipper, они были потеряны в годы Второй мировой).

Изготовленная в 1935 году машина выполняла полеты через Тихий океан: из Аламиды (Калифорния) в Манилу (Филиппины) с промежуточными остановками в Гонолулу, а потом и на островах Мидуэй, Уэйк и Гуам. Всего за два года было выполнено 35 рейсов туда и обратно, за это время самолет провел в воздухе свыше 4800 часов.

«Гавайский клипер» исчезает без следа: как таинственная пропажа летающей лодки бросила тень на светлое будущее пассажирской авиации

Martin M-130 Hawaii Clipper

Источник:

SDASM Archives, Public domain, via Wikimedia Commons

В свой последний рейс борт NC14714 отправился под командованием опытного пилота Лео Терлецки (общий налет — 9200 часов), под началом которого было восемь членов экипажа. «Гавайский клипер» вез шестерых пассажиров (из них одна женщина), достаточно обеспеченных, чтобы позволить себе купить авиабилет: троих предпринимателей, двоих ученых и одного военного.

«Подождите минуту»

«Гавайский клипер» исчезает без следа: как таинственная пропажа летающей лодки бросила тень на светлое будущее пассажирской авиации

Пассажирский салон Martin M-130

Источник:

SDASM Archives, Public domain, via Wikimedia Commons

23 июля 1938 года самолет взлетел от берегов Аламиды и благополучно добрался сначала до Гонолулу, а потом и до Мидуэя, Уэйка и Гуама. Коллеги, видевшие экипаж «Гавайского клипера» на Уэйке, рассказали, что те были в хорошем настроении и называли полет спокойным.

Осмотр двигателей и прочих систем Martin M-130, осуществлявшийся на промежуточных остановках, не показал ничего подозрительного. Доливка топлива, масла и жидкостей в системе охлаждения производилась в полном соответствии с правилами.

От пирса на Гуаме летающая лодка отчалила, а затем взлетела вечером 28 июля. А 29-го в 04:00 по Гринвичу экипаж передал следующую радиограмму:

«Летим в неспокойном воздухе на высоте 9100 футов (2775 метров, — здесь и далее прим. авт.), температура 13 °C, ветер 19 узлов (35,3 км/ч) с направления 247°. Расчетное положение 12° 27′ с. ш. 130° 40′ в. д., путевая скорость — 112 узлов (207,4 км/ч), занятый курс — 282°, дождь. За последний час погодные условия поменялись: сплошная облачность, небо затянуто слоисто-кучевыми облаками с нижней границей 9200 футов (2804 метра). Под нами сплошная облачность, небо затянуто кучевыми облаками с вершинами до 9200 футов. Полчаса следуем по приборам. Последний пеленг от радиопеленгатора Манилы — 101°».

Диспетчер Эдуардо Фернандес, находившийся на острове Панай (Филиппины) подтвердил прием сообщения и собирался передать «Гавайскому клиперу» свежую информацию о погодных условиях. С самолета ответили: «Подождите с сообщением одну минуту, у меня статические помехи из-за дождя». В 04:12 Фернандес радировал погодные данные, но подтверждения об их получении так и не пришло. Какое-то время диспетчер напрасно взывал в эфир, а потом поднял тревогу.

«Гавайский клипер» исчезает без следа: как таинственная пропажа летающей лодки бросила тень на светлое будущее пассажирской авиации

Точка, координаты которой передал экипаж самолета, находится практически на полпути между Гуамом и Манилой

Источник:

Яндекс.Карты

В 09:00, когда Hawaii Clipper не прибыл в Манилу, окончательно стало ясно, что произошло что-то экстраординарное. Надежда на спасение людей все же сохранялась — ведь летающая лодка даже в случае какой-либо аварии могла приводниться на поверхность океана и ждать спасения.

На поиски Martin M-130 вышли 13 кораблей. Грузовое судно USAT Meigs, находившееся ближе всего к возможному месту катастрофы, прибыло туда 30 июля и обнаружило на поверхности воды на расстоянии 28 миль к юго-юго-востоку от последних переданных с летающей лодки координат масляное пятно округлой формы, имеющее диаметр 150-450 метров. Больше ничего там найдено не было.

«Гавайский клипер» исчезает без следа: как таинственная пропажа летающей лодки бросила тень на светлое будущее пассажирской авиации

Грузовое судно USAT Meigs, экипаж которого нашел масляное пятно в предполагаемом районе крушения «Гавайского клиппера». До 1922 года оно носило название West Lewark

Источник:

Wikimedia Commons

Впрочем, авиалайнер мог найти свою гибель и совсем в другом месте, так как работник телефонной станции на островке Лахуй (Филиппины) сообщил, что примерно в три часа по местному времени слышал, как где-то сверху над облаками пролетел большой самолет. Поскольку маршрут «Гавайского клипера» пролегал над Лахуем, а пребывание других летательных аппаратов там не предполагалось, то это, возможно, был он. В этом случае, борт NC14714 мог добраться до Лусона — одного из крупнейших островов Филиппинского архипелага, изобилующего густыми тропическими лесами и достаточно высокими горными хребтами.

Так что не исключено, что обломки «Гавайского клипера» покоятся не на океанском дне, а где-нибудь в джунглях — и еще ждут того, кто на них наткнется. Впрочем, поиски, проведенные в 1938 году в разных районах островов Лусон и Минданао, результатов не принесли.

Версии убедительные и не очень

В комиссии, назначенной расследовать исчезновение «Гавайского клипера», растерянно разводили руками. В ее распоряжении не было никаких твердых фактов — даже обнаруженное USAT Meigs масляное пятно оказалось нельзя однозначно признать как имеющее отношение к Hawaii Clipper.

Самый правдоподобный вариант — воздушное судно попало в грозу (в пользу этого говорит сообщение экипажа о статических помехах). В этом случае в самолет могла угодить молния, вызвавшая взрыв топливных баков. Также шторм мог вызвать сильную турбулентность, которая разрушила не слишком прочный фюзеляж летательного аппарата.

«Гавайский клипер» исчезает без следа: как таинственная пропажа летающей лодки бросила тень на светлое будущее пассажирской авиации

Philippine Clipper и China Clipper в Аламиде, декабрь 1935 года

Источник:

FPG/Archive Photos/Getty Images

В 1964 году появилась альтернативная версия. Пилот ВВС США Джо Джервэйс, занимавшийся тайной исчезновения в 1937 году знаменитой летчицы Амелии Эрхарт, рассказал, что в процессе поисков ему попались странные фотографии. Они были сделаны на островах Трук (входят в Каролинский архипелаг в юго-западной части Тихого океана), принадлежавших в 1930-х Японии. На снимках были видны обломки летающей лодки. Туземцы поведали, что на борту находились 15 человек, которых якобы казнили японцы, строившие на архипелаге взлетно-посадочные полосы, базы гидросамолетов и другую военную инфраструктуру. Тела нежелательных свидетелей они замуровали под бетонной плитой.

Однако в PanAm после изучения фотографий заявили, что на них запечатлены обломки не Martin M-130, а какого-то другого самолета.

Тем не менее в 2000 году писатель Чарльз Хилл вновь вернулся к «японской» версии. В своей книге «Fix on the Rising Sun: The Clipper Hijacking of 1938» («Курс на восходящее солнце: угон „Клипера“ в 1938 году») он утверждал, что Hawaii Clipper захватили два японских офицера, спрятавшихся в багажном отделении. Они направили машину к островам Трук, где экипаж и пассажиры были казнены.

По мнению Хилла, находившиеся на NC14714 пассажиры Эдвард Э. Уайман (глава филиала по экспортным продажам компании по производству самолетов Curtiss-Wright), майор Говард С. Френч (командир 321-й наблюдательной эскадрильи ВВС США) и Чой Ван Сун Уотсон (владелица ресторанной компании в Нью-Джерси) были активными сторонниками тогдашних властей Китая, с которым воевала Японская империя. Более того, Чой Ван Сун Уотсон якобы везла с собой шесть золотых сертификатов на 3 млн долларов, которые намеревалась пожертвовать правительству Чан Кайши.

Но даже если это и правда — способны ли были японцы, которые тогда еще не воевали с США, совершить явный террористический акт в отношении американского самолета? Сомнительно, что самураи пошли на такой риск, чреватый разрывом дипломатических отношений. К войне на Тихом океане Япония на тот момент была еще не готова, решение об атаке на Пёрл-Харбор было окончательно принято лишь 1 декабря 1941 года…

Пролить свет на судьбу «Гавайского клипера» могут только обломки самолета. Удастся ли их когда-нибудь найти — вопрос открытый.

В следующей части этого цикла мы попробуем разобраться, почему 93 американских солдата не добрались до Вьетнама в 1962 году.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения