Изобретение колеса в свое время произвело революцию во всех сферах человеческой деятельности, от транспорта до гончарного дела, однако где и как именно это впервые произошло, до сих пор представляет загадку для археологов.
Изображения колес и колесных транспортных средств в изобилии начинают встречаться в медном веке (около 5000–3000 лет до нашей эры) по всей Европе, Азии и Северной Африке. Судя по всему, это полезное новшество очень быстро стало популярным. Авторы нового исследования, статья которых
Дело в том, что в медном веке в Карпатских горах процветали медные шахты. Около 4000 года до нашей эры залегающие близко к поверхности пласты породы были уже выработаны, и столь желанную медную руду стало добывать труднее — шахтерам приходилось спускаться вглубь шахт и на себе тащить контейнеры с рудой обратно наверх. Именно это обстоятельство и стало той движущей силой, которая заставила добытчиков меди облегчить свой труд и изобрести колесную тягу, считают почетный профессор истории Колумбийского университета Ричард Баллиет и его коллеги.
Изобрели в три приема
Ученые пришли к выводу, что изобретение колеса включало в себя три последовательных этапа. Изначально древние шахтеры подкладывали поперек движения своей тяжелой поклажи какие-то имеющиеся под рукой круглые предметы — камни цилиндрической формы, шесты, бревна, перемещая их вперед вдоль пути по мере необходимости.
Затем в днищах контейнеров появились пазы, в которые начали вставлять и закреплять те же бревна — контейнер с рудой стал похож на прообраз тележки, он мог двигаться вперед и назад, и необходимость перекладывать бревна отпала. Это изобретение также позволило людям сделать повозки более широкими и глубокими.
Вторым этапом стала колесная пара с двумя колесами без спиц, закрепленными на концах тонкой оси и образующими с ней монолитную конструкцию — этого удалось достичь, обточив среднюю часть бревна, проходившую под дном повозки. Такое новшество дало тележке более высокий клиренс — теперь она не волочилась по земле, а могла преодолевать завалы камней и другие препятствия в шахтном стволе.
А на третьем этапе, переход к которому произошел, скорее всего, примерно через 500 лет после появления колесной пары, колеса начали изготавливать отдельно и насаживать на ось, чтобы они крутились независимо от нее. Это добавило всей конструкции маневренности.
Хотя эта модель объясняет, как и почему колесо было изобретено именно в Карпатских горах, и распространилось оттуда в другие места, вполне возможно, что это был не единственный источник знаний о новых технологиях. Не исключено, что изобретение колеса произошло параллельно и независимо друг от друга сразу в нескольких древних цивилизациях, предположили исследователи.