Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Гениальная простота: чем интересны советские выключатели? Рассказывает эксперт по промышленному дизайну

Краткая история самого незаметного из достижений промышленности СССР

18 июня 2023Обсудить
Гениальная простота: чем интересны советские выключатели? Рассказывает эксперт по промышленному дизайну
Выключатель поворотный, производство ЗЭИ, 1960–1970-е гг.

Чем примечательны советские выключатели, порталу Vokrugsveta.ru рассказала Марика Таубе, доцент кафедры промышленного дизайна Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова.

промышленный дизайнер

кандидат технических наук

История любой культуры раскрывается через сохранившиеся изделия и объекты. Уходят эпохи, но созданная человеком материя остается носителем великих мыслей и устремлений целых народов. Это равнозначно как для древних культур, так и для тех, которые ушли в прошлое на наших глазах.

Крупные объекты вроде автобуса, чей внешний вид много раз менялся вместе с ростом городов в XX веке, привлекают к себе больше внимания, но наша жизнь состоит из мелочей. Сколько раз за день мы пользуемся шариковыми ручками, открываем краны с водой, дотрагиваемся до дверных ручек? Или например, включаем и выключаем свет? Вряд ли кто-то вел такую статистику, однако несомненно то, что без выключателя наш быт не стал бы таким комфортным. Так ли прост этот предмет, как кажется на первый взгляд?

Гениальная простота: чем интересны советские выключатели? Рассказывает эксперт по промышленному дизайну
Выключатель одноклавишный, производство ХПРР, приблизительно 1980–1989 год выпуска.

Как появились выключатели

Идея «размыкать» систему, а соответственно, включать или выключать подачу тока, принадлежит Чарльзу Графтону Пейджу, который в 1838 году создал свой прерыватель — «автомат защиты линии». Считается, что этот прерыватель и стал прототипом первого выключателя. Однако с полноценной осветительной системой мир встретился только в 1879 году, когда Эдисон продемонстрировал не только лампочку, но и всю цепь передачи тока, в том числе содержащую выключатель.

Не обошлось и без великих русских изобретателей. В конце XIX века Михаил Осипович Доливо-Добровольский создал первый рубильник с автозащитой от короткого замыкания. Доказанная эффективность его работы определила будущее рубильника, ведь он до сих пор используется в технических автовыключателях.

После того как автовыключатели шагнули в бытовое использование, начался поиск оптимального визуального, функционального и эргономичного решения.

Выключатели в СССР

Советский Союз, как и весь мир, пошел по логическому пути преемственности, и выключатели за короткий век Советского проектного пути мы увидели различные: роторные (поворотные), рычажные, шнуровые, кнопочные и клавишные. Не успели в Советском Союзе разработать только еще один вид из используемых в современности — сенсорный. Производство выключателей велось на различных заводах, включая Московский электротехнический завод им. В.И. Ленина, Ленинградский электротехнический завод, Омский электротехнический завод, Кировский электротехнический завод и многие другие.

Гениальная простота: чем интересны советские выключатели? Рассказывает эксперт по промышленному дизайну
Круглый рычажковый переключатель, производство ВЗП, 1970-е гг.

К концу XX века подавляющее большинство выключателей освещения стало клавишными. Это оправдано их простотой эргономической эксплуатации: легким сцеплением с контактной частью тела (пальцами, ладонью), простотой слепого поиска на стене (достаточно объемное решение), отсутствием заметного эргономического усилия для переключения режимов. Невозможно не принять во внимание и ремонтный сценарий — починить такие клавиши достаточно просто.

Однако начиналось все далеко не с клавиш. Первыми вариантами переключателей были поворотные и штырковые, требовавшие усилий при взаимодействии, но при этом и отвечавшие эстетике того времени. Формообразование этих двух видов переключателей идеально вписывалось в стилистику второй половины XIX века, а также эпохи ар-деко.

Совершенно другие задачи решал советский функционализм. Производители всегда были вынуждены наращивать количество произведенных единиц для полномасштабного роста и освоения страны, а любые декоративные «излишки» строго пресекались. Предполагалось, что главное — высокая долговечность и работоспособность изделия.

Эстетика простоты

В этом есть резонность исторического контекста проектирования, однако простота формообразования заставляет часть исследователей технической эстетики считать, что по дизайну Советский Союз уступал Западу. Вопрос спорный, учитывая, что в основе дизайна лежат решения о повышении полезности и продуктивности функции. Глядя на простые, широкие формы выключателей начала и середины XX века в Советском Союзе, невольно задумываешься о том, насколько же волевой характер народа проявлен в этих удивительных формах.

С другой стороны, при изучении клавишных выключателей последнего десятилетия Советского Союза видно, что давление (связанное с масштабированием производства) несколько ослабло и проектировщики начали добавлять функциональные решения, например, ребрение клавиш, повышая тем самым и эстетику. Гениальность такого решения в том, что ребрение повышает сразу несколько показателей клавиш: сцепление с пальцами, тактильный поиск, добавление ребер жесткости для крепости конструкции. Форма также оптимально технологична для массового производства.

Гениальная простота: чем интересны советские выключатели? Рассказывает эксперт по промышленному дизайну
Выключатель однополюсный 6А, производство завода «Нерусса», приблизительно 1980–1989 год выпуска.

Однозначно, на формообразование оказали влияние и усовершенствованные технологии литья пластиков вместе с улучшенными формулами самих пластиков. Материал стал визуально легче и гибче, приобретая так любимую нами в нем непринужденную пластичность.

Смотря сейчас на ассортимент выключателей, нетрудно заметить, что до сих пор сохранились все перечисленные варианты. Отметим только, что часть переместилась исключительно на корпусы изделий (к примеру, шнурковые и кнопочные). Но для разнообразия материальной среды и формирования индивидуального облика пространства даже три уникальных формы выключателей — богатое наследство проектной истории нашей страны.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения