Положивший начало романтизму в музыке австрийский композитор Франц Шуберт при жизни был малоизвестен, но впоследствии вошел в пантеон великих классиков. «Вокруг света» вместе с музыковедом и композитором Анной Виленской разобрался в творческом наследии безвременно ушедшего венского ударника музыкального труда.
Читайте предыдущие части этого цикла материалов:
Герой не своего времени
Франц Шуберт родился в 1797 году в многодетной семье учителя приходской школы и музыканта любителя Теодора Шуберта. Из 13-ти его братьев и сестер девять скончались в раннем возрасте. Франц рано проявил способности к музыке и вскоре освоил скрипку и фортепиано, а в подростковом возрасте сочинил свои первые произведения.
Увы, у невысокого, близорукого и полноватого юноши, который был весьма застенчив, не было влиятельных покровителей, как у Бетховена, или отца-продюсера, как у Моцарта, поэтому ему пришлось окончить учительскую семинарию, после чего Шуберт устроился в ту же школу, где работал его отец. Эта работа ему совсем не нравилась, и параллельно он пытался найти себе применение в музыкальной сфере. Однако современники его творчество не понимали, а издатели отказывались печатать ноты сочинений безызвестного композитора.
В конце 1810-х Шуберт завел знакомства в музыкально-артистической венской среде, благодаря чему несколько его произведений получили популярность в узких кругах, а песни — и в более широких. Композиторы и ценители признавали талант Шуберта, находя его музыку необычной и трогательной, но даже при их моральной и материальной поддержке сделать музыкальную карьеру Шуберту не удалось. А в 1828 году 31-летний композитор умер от брюшного тифа всего через несколько месяцев после того, как в Вене состоялся его первый и единственный публичный концерт.
Франц Шуберт так и не услышал, как звучат его крупные произведения в исполнении симфонического оркестра. Ни одна из его девяти симфоний не была исполнена при жизни. Так почему же он все-таки стал известным? И как повлиял на музыкальную культуру?
Гений малых жанров
Шуберт был одаренным автором и отличался феноменальной трудоспособностью. К примеру, он мог сочинить струнный квартет всего за два-три дня или написать четыре песни за день. Инструментальные композиции Шуберта тяготели к классицизму, продолжая традиции Гайдна и Моцарта. А вот в жанре песни он буквально раздвигал границы.
В 17 лет Шуберт написал «Маргариту за прялкой» — песню, ставшую проводником в неизведанную композиторами область романтизма. Текст к ней Шуберт взял из «Фауста» Иоганна Гёте. Композитор сделал монолог Гретхен не проходным, а самостоятельным, максимально драматичным произведением.
С помощью «Маргариты за прялкой» Шуберт вывел песню в ранг одного из главных романтических жанров. Ни один из великих композиторов не написал подобной музыки в столь юном возрасте. Более того, так серьезно к песням до Шуберта никто не относился. Всего композитор создал несколько сотен песен, многие из которых впоследствии знала и напевала вся Вена. Поэтому многие музыковеды называют Шуберта «гением малых жанров».
Симфония-загадка
К 25 годам Шуберт написал семь симфоний. Но славу, хоть и после смерти, ему принесла загадочная восьмая, которую он сам же назвал «Неоконченной». Дело в том, что произведение получилось настолько психологическим, настолько эмоциональным, что во время работы буквально сводило композитора с ума.
В итоге Шуберт завершил две части симфонии, третья существует в черновиках, а четвертая — лишь в паре набросков. Пытаясь продолжить свое сочинение, Шуберт не мог найти логические ответы на вопросы, которые ставил перед собой. Поэтому он подписал симфонию «Неоконченной». Такими же были и некоторые другие его произведения.
Первая часть «Неоконченной» симфонии Франца Шуберта
Спустя более чем 30 лет после смерти Шуберта восьмую симфонию отыскали и исполнили на публике. Впоследствии другие композиторы пытались закончить ее, но многие музыковеды и слушатели полагают, что у нее просто не может быть логического финала. Шуберт написал про внутренний нерешаемый конфликт, так что само произведение можно считать вполне завершенным.
Маленькая эпоха одного композитора
Чем же так важно для слушателя XXI века творческое наследие Франца Шуберта? Дело в том, что он, сам того не зная, был первым композитором-романтиком.
«Неоконченная» симфония не имела аналогов в свое время. Это абсолютно новаторское произведение по своему музыкальному содержанию. Первые признанные романтики — Лист, Шуман, Шопен, Чайковский — начнут вторить Шуберту только во второй половине XIX века, спустя несколько десятилетий после его смерти. Все они вслед за Францем Шубертом будут говорить в своих произведениях о нерешаемом внутреннем конфликте, об одиночестве главного лирического героя.
Вторая часть логически оконченной Восьмой симфонии
Последователи будут учиться на произведениях венского «гениального неудачника», вкладывая в свою музыку те же смыслы, пользуясь ими как ориентирами в своем творчестве. Поэтому Шуберт — это композитор, олицетворяющий собой короткую, но самую настоящую эпоху, знаменующую переход музыки от классицизма к романтизму.