«Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено», — отметил как-то друг Питера Брейгеля Старшего картограф Абрахам Ортелий. С ним трудно не согласиться — полотна одного из самых известных мастеров Северного Возрождения полны скрытых деталей, намеков и символов, отыскивать которые весьма увлекательно. «Вокруг света» публиковал несколько «путеводителей» по картинам Брейгеля Старшего, а в этом материале мы решили собрать их воедино, расставив четыре знаменитые работы художника в хронологическом порядке.
«Фламандские пословицы» («Мир вверх дном»)
Эта работа Брейгеля пользовалась такой популярностью, что его сын — Питер Брейгель Младший — сделал с нее около 20 копий.
Нравоучения проповедников заставляли современников Брейгеля задумываться о духовном мире, художник же обращал внимание людей на мир реальный при помощи пословиц. Картина высмеивает греховность и глупость жизни людей, которые не задумываются о своем истинном предназначении. Неслучайно главная смысловая фигура на полотне — земной шар, изображенный вверх тормашками. Он символизирует перевернутый мир, в котором все идет не так, как задумывал Всевышний.
«Игры детей»
Для историков картина «Игры детей» представляет собой важный визуальный источник по деталям быта раннего Нового времени. Разных игр на полотне различают более девяноста. «Мы видим культуру детства на стыке истории и символизма, — писала о картине французский этнолог Мари Сегарра. — Но если забыть об этом первом прочтении ради более отстраненного подхода, становится понятным другое значение. В этом случае картине Брейгеля больше не нужно ее название. На ней изображены общечеловеческие хаотичность, легкомыслие и неразумие».
«Вавилонская башня»
Брейгель Cтарший обратился к ставшему популярным библейскому сюжету о Вавилонской башне в 1563 году, но истолковал его художник по-своему — не картине постройку разрушает не Бог, а время и ошибки, допущенные самими строителями. Дело в том, что в образе Вавилонской башни мастер представил судьбу империи Габсбургов, которая после отречения Карла V от престола, не выдержав своей полиэтничности, начала распадаться на отдельные земли.
«Охотники на снегу»
На картине, которая была частью цикла «Месяцы» («Времена года») Брейгель изобразил горы и гавань, рощи и холмы, реку и пруд, город, замок и деревенские домики. Со средневековой страстью к спискам художник визуально перечисляет зверей, птиц, человека, а также занятия поселян и их жизненные перипетии… Но все эти тщательно зафиксированные детали уже не просто знаки календарного быта — Брейгель вписал людей с их бытом в обобщенный образ прекрасного мира как важную и неотделимую его составляющую.
«Страна лентяев»
О выдуманной стране, в которой в достатке всякой еды грезили еще античные авторы. Этот образ активно развивали в средневековой Европе. Навязчивая мечта об изобилии, по мнению знаменитого французского медиевиста Жака Ле Гоффа, свидетельствовала о главном страхе жителей средневековых городов — боязни голода. Но постепенно историю волшебной страны начали использовать для обличения смертных грехов лени и чревоугодия.