Геофизики смоделировали смену магнитных полюсов Земли: послушайте эти зловещие звуки

Последствия произошедшей 41 тысячу лет назад геомагнитной аномалии были катастрофическими

21 октября 2024Обсудить

Обтекание магнитосферы Земли солнечным ветром

Wikimedia Commons

На основании данных, собранных спутниковой миссией Европейского космического агентства Swarm, европейские геофизики составили карту так называемого «события Лашамп» и изобразили его с помощью естественных шумов, таких, как скрип дерева, скрежет и грохот сталкивающихся камней. Получившаяся в результате компиляция не похожа ни на что, что вы когда-либо слышали, сообщает sciencealert.com.

Примерно 41 тысячу лет тому назад, в конце последнего ледникового периода, магнитные полюса Земли временно поменялись местами. Это событие получило название «геомагнитный экскурс Лашамп» или «событие Лашамп» (в честь потоков лавы Лашамп вблизи французского города Клермон-Феррана, где в конце 1960-х годов были впервые найдены следы этой геомагнитной аномалии).

Переход от нормального магнитного поля к обратному длился примерно 250 лет, после чего полюса оставались «перевернутыми» на протяжении примерно 440 лет. На протяжении переходного периода сила геомагнитного поля ослабла минимум на 5%, а во время «перевернутого» периода упала на 25%.

Это вызвало катастрофические последствия, поскольку магнитное поле Земли защищает ее атмосферу от разрушения частицами солнечного ветра. Даже небольшое ослабление силы геомагнитной защиты привело к тому, что в земную атмосферу начало проникать больше космического излучения, разрушая ее озоновый слой.

В результате растительный и животный мир на поверхности Земли подвергся воздействию жесткого ультрафиолетового излучения, и это привело к серьезным изменениям окружающей среды. Так, с геомагнитным экскурсом Лашамп связывают вымирание австралийской мегафауны, вымирание неандертальцев, переселение людей в пещеры и появление наскальных изображений.