Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения
уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер
Главное в «ЛизаАлерт» — это люди: как и зачем становиться добровольцем
Истории из жизни волонтеров: как они тренируются и ищут потерявшихся людей
16 декабря 2024
Vokrugsveta.ru продолжает публикацию статей Марии Махоткиной, позывной «Книга», добровольца поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт».
Главное в «ЛизаАлерт» — это люди.Те, с кем на городской поиск и в темный лес, с кем и болото не такое уж и зловонное, и буреломы не страшны, кому отдашь сухие носки и знаешь, что тебя всегда поддержат, с кем ехать не скучно и по пути домой молчать не в тягость.
Мы с соотрядниками дружим, встречаемся за чашкой чая и отмечаем праздники.
Люди из отряда становятся неотъемлемой частью жизни, как и сам отряд. Невозможно быть неискренним, играть выдуманную роль, когда сложно физически и эмоционально. Все маски сброшены — в лесу все настоящие.
Увидев, что я вытащила из кармана телефон и приготовилась фотографировать, пока Алексей (позывной «Тирас») разбирался с навигатором, Катя (позывной «Утка») поправила флиску и пригладила волосы.
— Книга, у меня когда-нибудь появятся от тебя красивые фотографии с поиска?
— Меньше болтать надо! Портите мне кадры своей болтовней! И вообще, я Леху снимаю, как он грозно в навигатор смотрит. Хоть сейчас его на обложку журнала с подписью «Сильные духом мужчины».
Не знаю, что повлияло на то, что хотя бы пару фотографий и видео я всегда привожу с поиска и считаю это неотъемлемой частью выезда. Возможно, то, что я была в пресс-службе своего региона чуть ли не с первого месяца, как пришла в отряд. А может, мне хотелось всем рассказать, какое это важное дело.
Сфотографировав Алексея, убираю телефон в карман.
— И вообще, Утка, не о том думаешь. Ты про внешность, а я душу снимаю. Вы бы знали, дорогие мои, какие у вас души прекрасные! Разве может быть некрасивыми они у тех, кто готов пожертвовать своим комфортом ради поиска незнакомых людей?
— Вот умеешь красиво сказать, Книга, — Нинель (позывной «Обломова») улыбнулась своей обворожительной улыбкой. — Не отнять этого.
А я смотрю то на одну, то на другую и качаю головой. Нет, они точно не знают, насколько они удивительные. Абсолютно разные, но одинаково красивые в моих глазах.
Леша (позывной «Тирас»), убрав навигатор в карман, перешагивает бревно. Он сосредоточен и серьезен.
— Хватит болтать, пойдемте, мне утром на работу.
С ним никто не спорит: опытный и надежный поисковик, повидавший многое и выполняющий самые сложные задачи. Первый, к кому я попала в экипаж, когда всё, что знала об отряде «ЛизаАлерт» — они ищут людей. Тирас терпеливо отвечал на сотни моих вопросов и делился опытом. Я ему благодарна за десятки выполненных задач, пройденные километры и дорогие сердцу воспоминания.
Ускоряемся. Утром всем на работу. По предварительным расчетам, домой вернемся в 5 утра, на сон останется критически мало времени. И это если не будем задерживаться.
Сегодня ищем мужчину, который вышел из дома и скрылся в неизвестном направлении Осложняет ситуацию то, что дом находится на краю деревни, впереди бескрайний лес, а ушел он в сильном алкогольном опьянении. Прошло много времени — если бы мог, вернулся сам. Значит, что-то случилось, заблудился, или стало плохо.
Активный поиск развернут сразу, как родственники подали заявление в полицию и заявку о пропаже на горячую линию 88007005452.
Мы не судьи, чтобы осуждать. Ищем людей независимо от их вредных привычек, вероисповедания и причин, по которым они потерялись. Каждый должен вернуться домой, а близкие не заслуживают жить в неведении. Не осуждаем и уж тем более не корим, что не досмотрели и не уберегли. Мы знаем, что дети пропадают, даже если мама только моргнула, а люди с проблемами по здоровью уходят, даже если с них не спускали глаз. Случиться может всякое. Умеем искать и делаем это хорошо, а читать нотации — не наша работа.
Этой ночью наша поисковая группа, коротко — «лиса», состоит из 4 человек: меня, Тираса, Утки и Обломовой. Вместе приехали одним экипажем, вместе пойдем искать.
Здесь еще человек десять поисковиков и родственники, они уже в лесу.
По приезде в штаб регистратор Татьяна (позывной «Ничья») регистрирует нас: записывает имена, позывные, телефоны, а позже выдаст оборудование.
В обязательном порядке получаем навигатор, компас, фонари — всё необходимо для качественного выполнения задачи и возвращения в штаб.
На регистратора ложится большая ответственность: записать всех прибывших, проследить, чтобы все вышли из леса и вернули всё, что она выдавала.
В отряде много разных направлений, и каждый четко знает, кто чем занимается. Это обеспечивает порядок. Несерьезным быть нельзя — часто на кону человеческая жизнь.
Ничья — опытный регистратор. Отругать нас может, если громко разговариваем и мешаем СНМ (старшему на месте), дождевик даст в лес, чтобы не промокли, и печеньками накормит, когда вернемся. Временами громкая, грозная, но там, в душе, за всем выстроенным фасадом, за всей защитой перед несправедливостью мира — очень ранимая и добрая.
Тирас взял задачу у СНМ Владимира (позывной «Молчун»). Вова давно в отряде был поисковиком, а с прошлого года стал СНМ. Много времени он посвящает поискам и вытягивает своим упорством. Все домой разъезжаются, а он штаб не сворачивает, ждет тех, кто сможет приехать и идти в лес, искать и не терять надежду. Его упрямство и желание найти подкупает, к нему всегда приятно приезжать.
Вова, бесспорно, станет отличным координатором, и мы снова и снова будем отписываться о времени прибытия в штаб, брать задачи и стараться качественно их выполнять.
Спустя два часа мы далеко от штаба.
— Лес, ну нормально же общались!
Увидев впереди огромный, протяженный овраг, не сдерживаюсь. Усталость, накопленная за весь день и часть ночи, дает о себе знать раздражением. Чего дома не сиделось? Легла бы спать. Хотя, кого обманываю? Ведь не уснула бы, зная, что могла поехать. Дергалась бы, чат поиска проверяла.
— Ну пойдемте, что уж. Надо быстро найти, и по домам. Как мы умеем.
Через 10 минут, которые мы то спускались, то поднимались, сдали нервы и у Кати (позывной «Утка»).
— Чертовы овраги! Мы так и будем тут прыгать?
— Так и прыгали они, пока скакалку не отобрали, — Нинель (позывной «Обломова») бормочет себе под нос и готовится спускаться по отвесной стене очередного оврага.
Достаю телефон, чтобы снять кадры нелегкой работы поисковика.
Часто слышу: «Я искать приехал, а не фотографировать». Но если нет фотографий, то посты в аккаунтах отряда с чем выкладывать? А как другим рассказывать о нас?
Это ведь дает больше узнаваемости, а она, в свою очередь, поможет заявке прийти раньше. А чем раньше поступила заявка, тем больше шансов на заветное: «Найден, жив».
Мы не устаем говорить, что при пропаже человека не стоит тянуть, необходимо подать заявление в полицию и нам на горячую линию. Если это природная среда, то человек недалеко уйдет и меньше времени проводит в опасности. А если городская, то будут свежие свидетельства и записи с камер.
Да и людей привлекать в отряд надо, с кем искать-то будем? Люди — самый ценный ресурс.
Нам всегда нужны те, кого мы всему научим, кому передадим годами накопленный опыт, дадим задачу по силам, с опытным старшим группы. Постоянно проходят обучения, мы развиваемся и становимся профессиональнее.
Мы встречаем тех, кто пришел в отряд, обучением — показываем, как пользоваться компасом, навигатором, радиосвязью, рассказываем, как проходят поиски.
— Маш, да вы супергерои какие-то!
Всегда морщусь, как от кислого яблока, когда слышу эту фразу. Человек вроде восхищается, но даже и не догадывается, насколько это неправильно. Мне кажется, такое отношение лишает людей возможности вступления в отряд.
«У меня же нет сверхспособностей, я самый что ни на есть обычный. Куда мне до героев-то? Буду наблюдать за отрядом со стороны, посмотрю все фильмы и прочту все посты, но вступить так и не решусь. Возможно, когда-нибудь, когда обрету силу, ловкость, смелость — и какие там еще требования. Хоть бы написали, чтобы не гадать: рост от 185, телосложение атлетическое, отсутствие страха и умение валить деревья голыми руками».
А ведь мы в отряде самые обычные. Для кого-то странные, потому что готовы другим помогать бесплатно, для кого-то — классные и самоотверженные, но точно обычные. Со своими характерами, порой очень непростыми, незалеченными душевными травмами и судьбами.
Приходим в отряд, часто не зная, как добровольцы работают внутри. А разобравшись, ощущаем восторг и гордость за тех, благодаря кому эта машина под названием «поиск людей» движется на полном ходу. Потом не замечаем, как становимся частью этого огромного механизма. Порой той деталью, благодаря которой будет положительный результат.
Не нужно быть супергероем с накачанным торсом и умением левитировать. Каждому найдется задача по силам. Для многих — даже не выходя из дома, но от этого задача не станет менее важной.
Просто представьте, вы живете свою обычную жизнь: работаете, водите детей в школу и сад, ходите за покупками, но при этом имеете возможность спасать людей. Просто однажды вы будете продолжать идти на работу, вести детей сад или в школу, пойдете за покупками, но ваша душа будет петь, и на лице сиять улыбка, потому что благодаря вашим действиям потерявшийся снова обрел дом.
Спасти человека, вернуть его родным и близким, повлиять на множество судеб — многим ли это дано? А нам дано.
Однажды я услышала фразу, которая запала в душу: «Каждый спасает что-то внутри себя». Так и спасаем: себя и потерявшихся.
Чтобы стать добровольцем, необходимо:
оставить свои контактные данные, заполнив анкету на сайте lizaalert.org,
или позвонить на горячую линию отряда 8(800)700-54-52,
или заполнить анкету в группе ВКонтакте своего города,
или прийти на лекцию «Новичковой»,
или приехать непосредственно в штаб поиска.
Главное, не бойтесь. Жалею лишь о том, что долго не решалась вступить в отряд, ведь здесь я нашла себя.