Многие втайне мечтают отыскать клад из древних золотых или серебряных монет, но профессиональные археологи больше ценят керамику — древние украшенные сосуды могут раскрыть немало подробностей об эпохе, в которую они были созданы. «Вокруг света» рассказывает о нескольких примечательных керамических изделиях.
Вестоницкая Венера
Глиняная женская фигурка высотой 11 см, найденная почти сто лет назад во время раскопок стоянки древних людей в Дольни-Вестонице на территории современной Чехии, считается древнейшей керамической статуэткой в истории — ее возраст оценивается в 27-31 тыс. лет.
Статуэтка из Дольни-Вестонице относится к числе самых известных палеолитических Венер — женских фигур, изготовленных древними людьми из различных материалов и считающихся талисманами. Вероятно, эти фигуры олицетворяли плодородие или были символами домашнего очага.
Сосуд из Кёшк-Хююк
С переходом людей к оседлому образу жизни глина стала одним из важнейших материалов для наших предков. Изделия из нее имели не только прикладной, но и декоративный характер: древние мастера украшали свои изделия различными рисунками. Например, напоминающий большую вазу сосуд, найденный на территории современной Турции во время раскопок древнего поселения Кёшк-Хююк, украшен объемной и более светлой фигурой животного, похожего на осла. Возраст находки составляет примерно 7000 лет.
Керамика периода Дзёмон
Период японской истории, начавшийся около 16 тыс. лет назад и длившийся примерно 14 тыс. лет носит, название Дзёмон, которое означает «веревочный орнамент» и связано с техникой украшения глиняных изделий. Веревки использовали, чтобы оставлять узор на поверхности древнейших известных горшков этого периода. Созданные ближе к концу периода Дзёмон сосуды украшены богаче и зачастую имеют сложную форму. Проведенные несколько лет назад исследования показали, что древние обитатели Японии использовали глиняные горшки для приготовления пищи из морских и речных продуктов.
Ваза из Суз
Расписывать керамические изделия люди научились несколько тысяч лет назад. Едва ли не у каждой древней цивилизации возник свой стиль — росписи на сосудах, найденных в разных уголках мира, могут быть весьма информативными.
Например, ваза IV тысячелетия до н. э., обнаруженная во время раскопок в Сузах на территории современного Ирана и хранящаяся в коллекции Лувра, выполнена из желтовато-белой глины и покрыта геометрическим узором. На вазе также изображены напоминающие козлов животные с большими рогами, а выше изображены бегущие собаки. Кроме того, на вазу нанесены символы, которые могут иметь отношение к земледелию.
Тарелка из Халафа
Халафская культура, существовавшая в Междуречье в VI тысячелетии до н. э. остается во многом загадочной. Известно, что керамические изделия, созданные гончарами того времени, были широко распространены по региону. Список археологических находок включает расписанные горшки, фигурки и тарелки. Халафская керамика отличалась сложной двухцветной росписью, включавшей мелкие узоры.
Ваза Франсуа
Настоящего расцвета искусство вазописи достигло в Древней Греции — античные мастера изображали на керамике бытовые, исторические и мифологические сюжеты. Так, древнегреческий кратер, найденный любителем археологии Алессандро Франсуа в середине XIX века, представляет собой выдающийся образец чернофигурной вазописи. На сосуде высотой 66 см запечатлены несколько сцен из жизни мифического героя Ахилла, включая свадьбу его родителей — Пелея и нимфы Фетиды. Миф о Троянской войне гласит, что именно на этой свадьбе богини Гера, Афина и Афродита затеяли спор из-за подброшенного Эридой яблока, который привел к похищению Елены Прекрасной, а затем и к гибели Трои.
На кратере, который пришлось повторно реставрировать после акта вандализма в 1900 году, есть также подписи гончара и расписавшего сосуд мастера.
Фарфор династии Мин
На Востоке развитие технологий создания керамики привело к появлению фарфора, для изготовления которого использовался каолин — белая глина. Первые известные фарфоровые изделия датируются III веком н. э., но совершенства китайский фарфор достиг спустя примерно тысячу лет. При этом фарфоровые изделия, изготовленные в период правления разных династий, заметно отличаются друг от друга — специалист легко отличит вазу эпохи династии Сун от вазы, созданной в период правления императоров династии Мин (XIV–XVII вв.).
Именно фарфор династии Мин прославил китайских мастеров в Европе: изящные белые вазы с синей росписью на разные сюжеты и другие фарфоровые изделия стоили огромных денег и были предметом коллекционирования монархов. И в наши дни средневековый китайский фарфор продают на аукционах за сотни тысяч, а порой — и за десятки миллионов долларов.