Глубже подводных лодок: какой рекорд по нырянию поставила черепаха в Тихом океане?

Представители класса рептилий оказались способны на большее

17 июня 2024Обсудить
Legion Media

В марте 2024 года самка кожистой черепахи (Dermochelys coriacea) по имени Уке Сасаколо нырнула на глубину 1344 метра от поверхности Тихого океана, тем самым поставив рекорд. Предыдущее достижение в этой области для кожистых черепах, зафиксированное в Книге рекордов Гиннесса, составляло 1280 метров. Для сравнения, подводные лодки обычно погружаются на глубину около 900 метров, а человеческий рекорд по глубине погружения с аквалангом составляет 332 метра.

В погоне за медузой

Морские биологи, занимающиеся изучением и защитой кожистых черепах, смогли зафиксировать рекорд Уке Сасаколо благодаря установленной на черепахе радиочастотной метке, сигналы с которой поступают на спутник, находящийся на орбите Земли. Дело в том, что популяция кожистых черепах западной части Тихого океана находится под угрозой вымирания, — по оценкам ученых, сейчас осталось всего около 1400 способных к размножению особей.

В 2022 году биологи поставили микрочипы 17 кожистым черепахам, из года в год приплывавшим отложить яйца на побережье острова Санта-Изабель, относящегося к архипелагу Соломоновы острова (западная часть Тихого океана). В частности, Уке Сасаколо откладывала яйца на пляже Сасаколо, за что и получила свое имя. 25 марта, закончив гнездование, Уке Сасаколо отправилась охотиться на медуз и в погоне за добычей совершила свое рекордное погружение.

Еще одна черепаха из этой же группы, прозванная учеными Тетушкой Джун, тоже оказалась рекордсменкой — отложив яйца на Санта-Изабель, она, не останавливаясь, пересекла весь Тихий океан, доплыв от Соломоновых островов до принадлежащего Мексике полуострова Калифорния на западном побережье Северной Америки.

Что позволяет черепахам так глубоко нырять?

Кожистые черепахи, длина тела которых может достигать 2,5 метра, а вес — 600 килограммов, проводят свою жизнь в тропических морях, питаясь медузами, ракообразными, головоногими моллюсками, лишь самки ненадолго выходят из воды на берег, чтобы отложить яйца. Чтобы совершать глубоководные погружения, у этого вида в ходе эволюции появились различные адаптации.

Например, кожистые черепахи могут задерживать дыхание и оставаться под водой в течение полутора часов. Панцирь черепах не является монолитом и не связан со скелетом, а состоит из соединенных между собой мелких костных пластинок. За счет этого панцирь может сжиматься и растягиваться при изменениях давления внешней среды. Это позволяет кожистым черепахам выживать на больших глубинах.

Пожалуй, тягаться с черепахами в выносливости могли бы только веретенники. Сколько времени заняло у этой птицы «беспосадочное» путешествие в 13 тысяч километров из Аляски в Австралию, мы рассказывали здесь.