Рассказывая об истории океанской гребли, в основном я касался пересечения Атлантического океана, это и неудивительно: здесь самые короткие маршруты (не зря еще викингам удавались плавания между Старым и Новым светом на их судах, не слишком приспособленных для дальних экспедиций). Это не только самый предсказуемый океан по погодным условиям, но и самый удобный по логистике. Что касается пересечения Тихого океана, то тут все сложнее: длительность, сложность подготовки и условия перехода превращают такую экспедицию в максимальное испытание человеческих возможностей.
Об успешных переходах через Тихий океан и трудностях, которые ждут спортсмена на всех этапах такого пути, рассказывает рекордсмен мира по океанской гребле Денис Горбылев.
Они были первыми
Первыми гребцами, совершившими успешный переход через Тихий океан, был англичанин Джон Фэрфакс, к тому моменту имевший за плечами одиночный переход через Атлантику, и Сильвия Кук. 26 апреля 1971 года они стартовали из залива Сан-Франциско (Калифорния) и почти через год, проведя в океане 361 день, 22 апреля 1972 года, закончили путешествие на острове Хайман (Австралия). В пути было сделано три остановки — в Мексике, на островах Табуаэран и Онтоа — атоллах государства Кирибати. Тогда Сильвия Кук стала первой женщиной, когда-либо переплывшей океан на гребном судне.
Первым же гребцом, покорившим Тихий океан в одиночку, стал англичанин Питер Бёрд. 23 августа 1982 года он вышел из залива Сан-Франциско, и завершил свое путешествие 14 июля 1983 года у берегов Большого Барьерного рифа (Австралия). Несмотря на то, что формально он не коснулся земли, его рекорд был принят.
Впоследствии Питер Бёрд предпринял четыре попытки пересечь Тихий океан в его северной части — из Владивостока (или Находки) к берегам США. В ходе последней он пропал без вести.
Маршруты через Тихий океан
Как уже было отмечено в рассказе про переходы через Атлантику, при пересечении океана на весельной лодке гребец должен использовать природные факторы: ветер и попутные течения. Ему нужно заручиться «поддержкой» стихий: не стоит думать, что человек всемогущ и может покорить природу — он всего лишь является ее частью. Попадая в океан, ты сразу понимаешь глобальность процессов, которые происходят вокруг тебя, и свое место в них. Исходя из природных факторов, гребцы и выбирают для себя маршрут.
Средний маршрут
Чаще всего используют средний маршрут — от побережья Северной Америки до Гавайских островов. При этом выходят, как правило, из США, а точнее — из Сан-Франциско. Стабильные погодные условия позволяют сделать качественный старт.
Именно об этом нам говорит и статистика Общества океанских гребцов: на текущий момент больше всего успешных попыток по пересечению Тихого океана осуществлено по маршруту Сан-Франциско — Гавайские острова — 34 (без учета гонки 2023 года). Преодолеваемая дистанция колеблется в районе 2000-2100 морских миль.
Рекорд скорости принадлежит в командном зачете англо-американской команде Latitude 35 из 4 человек — Джейсона Колдуэлла, Ангуса Коллинза, Данкена Роя и Джордана Шаттлуорта (Jason Caldwel, Angus Collins, Duncan Roy, Jordan Shuttleworth) — и составляет 30 дней 8 часов 30 минут.
Женская часть команды Latitude 35 в составе Андриенн Смит, Брук Доунс, Либби Костелло и Софии Денисон-Джонстон (Andrienne Smith, Brooke Downes, Libby Costello, Sophia Denison-Johnston) отстали о ребят ненамного: их время — 34 дня 14 часов 20 минут.
Что касается гребцов-одиночек, то здесь у мужчин лучшее время 52 дня 13 часов 17 минут у Роберта Юстаса (Robert Eustace) из Великобритании.
У женщин в одиночном разряде лидером является Лия Диттон (Lia Ditton) также из Великобритании: ее время — 86 дней 10 часов 5 минут.
Думаю, что этот маршрут в ближайшее время будет наиболее популярным из-за того, что компания, которая организует популярную гонку Talisker Whisky Atlantic Challenge, в этом году начала проводить соревнования и в Тихом океане.
Южный маршрут
Но все же есть люди, которые идут дальше — стараются перейти Тихий океан на полную дальность. Отважные гребцы выбирают своим местом старта Американский континент: США, Перу или Чили и идут до Австралии или в Азию. В этом случае примерное расстояние пройденное гребцами, составляет более 6000 морских миль, а время пребывания в океане достигает 335 суток. Именно таков был переход американца Джейкоба Адорама (Jacob Adoram): в июне 2018 года он вышел из США, а в Австралии оказался только в июне 2019 года. Практически целый год провел он в океане в одиночестве.
В другом случае Карлис Барделис из Латвии провел и вовсе 493 дня в Тихом океане во время перехода из Перу до Малайзии. Он же преодолел наибольшую дистанцию в рамках одной экспедиции, разбитой на несколько этапов, при переходе Тихого океана — 11 393 морские мили.
Северный маршрут
Есть и очень сложный маршрут по северу Тихого океана: место старта — Япония или Корейский полуостров, место финиша — США. Всего было 19 попыток пересечь Тихий океан по северным параллелям, и успешных из них оказалось только четыре.
Единственной женщиной, перешедшей в одиночку Тихий океан северным маршрутом, остается Сара Оутен (Sarah Outen) из Великобритании: она осуществила это за 149 суток 13 часов 1 мин., стартовав 27 апреля 2013 года в городе Тёси (Япония) и финишировав 23 сентября 2013 года на острове Адак (штат Аляска, США).
Остальные 3 успешные попытки остаются за мужчинами. Первым был Жерар Д'Абовиль (Jerard d`Aboville) из Франции, он вышел из Тёси (Япония) 11 июля 1991 года и финишировал в Илуако (штат Вашингтон, США) 22 ноября 1991 года. Его переход занял 134 суток 12 часов 15 минут, пройденное расстояние — 5 387 морских миль.
Вторым Эммануэль Куандр (Emmanuel Coindre), тоже француз. Старт — в Тёси (Япония) 24 июня 2005 года, финиш — в Куз Бэй (штат Орегон, США) 31 октября 2005 года, пройденное расстояние — 5 203 морских мили.
Третья успешная попытка была за парой из Великобритании: Крис Мартин (Chris Martin) и Мик Доусон (Mick Dawson) стартовали из Тёси (Япония) 8 мая 2009 года и финишировали в легендарном месте — под мостом «Золотые ворота» в Сан-Франциско (США) 13 ноября 2009 года. Переход занял 189 суток 10 часов 39 минут, пройденное расстояние — 4 415 морских миль.
Еще больше риска
Организовать трансокеанский переход проще всего, если речь идет о пересечении Атлантики. Атлантический океан — самый удобный с точки зрения логистики. Местом старта выбирается континентальная Европа или Канарские острова, и доставить лодку в Португалию или Испанию, прицепив трейлер с ней к машине, не составляет особого труда. В случае, если выбирают местом старта Канарский архипелаг, автомобиль и трейлер с лодкой паромом из Кадиса везут на один из островов.
Это существенно снижает расходы по организации экспедиции. В дополнение к этому, при необходимости, вы сможете достаточно легко заказать доставку запасных частей и оборудования для лодки. Например, я заказывал из Амстердама репитер автопилота (мой повредился в процессе транспортировки), и в течение 10 дней он был доставлен производителем прямо в марину, где стояла лодка.
Немаловажным фактором является и легкость взаимодействия с пограничниками. Португальцы более лояльны к океанским гребцам, и процесс оформления гребца и лодки на выход сводится к оплате всех расходов в марине и получению штампа в паспорт. В Испании все сложнее — запрашивают больше документов при выходе, могут зацепиться за отсутствие страховки, хотя океанские гребные лодки никто в мире не страхует — при спасении гребца их попросту бросают в океане. Лишь в единичных случаях, если погода благоприятствует и капитан судна согласен, удается поднять лодку на борт, но это большое счастье.
Именно по всем этим причинам, планируя трансатлантический переход в 2022 году, я выбирал местом старта португальский город Портимао. И когда сложилось так, что из-за погодных условий я не мог стартовать и у меня заканчивался период пребывания по Шенгенской визе, я пришел к пограничникам и честно рассказал о своей ситуации.
Они оказались на редкость лояльны и предложили, если непогода затянется, продлить мою визу до конца 2022 года. Но я не был уверен, что погода наладится быстро — иногда ее можно ждать месяц и больше. Поэтому улетел ждать погоду в Марокко — с этой страной у нас безвизовый режим.
Что касается пересечения Тихого океана, то тут все сложнее. В первую очередь, конечно, из-за логистики: жителям европейского континента необходимо доставить лодку из Европы контейнером или покупать лодку и организовывать подготовку экспедиции в США. Всё это существенно увеличивает расходы на экспедицию, стоимость перехода может вырасти в разы.
Кроме того, надо учитывать, что если в США можно организовать быстрый ремонт и устранение неисправностей на лодке, то в Южной Америке это сделать гораздо сложнее, качественного сервиса там практически нет. Поэтому приходится отправлять на старт дополнительное оборудование и запасные части, чтобы быстро, если возникнет нужда, произвести замену вышедших из строя деталей. Если вам придется что-то заказывать из Европы, то заказанное будет идти долго. Возможно, из-за этих факторов придется переносить старт на следующий сезон. Поэтому всё приходится планировать более тщательно, ошибки в подготовке лодки быть не должно.
Из-за того, что расстояние, которое надо преодолеть, примерно в два раза больше, чем при пересечении Атлантики, необходимо брать на борт в два раза больше еды, ведь время перехода увеличивается в 2-3 раза. А это означает, что растут и риски — поломки оборудования или травмирования. Всё это может привести к необходимости организации спасательной операции, которая в Тихом океане тоже может занимать больше времени — так что и здесь риск повышен.