Люди, страдающие апноэ, во сне могут многократно испытывать гипоксию — нехватку кислорода, когда дыхание на время останавливается. Известно, что пациентов с апноэ часто сопровождает и другой хронический диагноз — гипертония. Теперь ученые из Центра сердечно-сосудистых исследований Университета Миссури
Нейропептид окситоцин более известен своим позитивным воздействием на организм, за которое его прозвали «гормоном любви». Он влияет на формирование привязанности и доверия, как у людей, так и у животных, что показали многочисленные исследования. В противовес ему другой гормон, вырабатываемый в мозге, корикотропин-рилизинг-гормон (КРГ или кортиколиберин) активирует страх и тревогу. Но у них есть и общее свойство — они могут влиять на изменения кровяного давления.
Поэтому ученые обратили внимание на эти два нейропептида при изучении связи апноэ и гипертонии. Для этого им нужно было выяснить, как гормоны работают при гипоксии. Исследователи провели эксперимент в лаборатории с мышами: одну группу которых держали в обычных условиях, а вторую периодически помещали в контейнер с пониженным содержанием кислорода, что имитировало повторяющиеся эпизоды апноэ во сне.
Через десять дней команда проанализировала различными методами активность нейронов в стволах головного мозга у грызунов. Оказалось, что окситоцин и КРГ в большем количестве вырабатывались у мышей, переживших гипоксию, и больше влияли на работу их мозга, чем у группы животных, которые жили в нормальных условиях.
По словам ученых, после каждого эпизода нехватки кислорода происходил выброс этих веществ и увеличивалось число рецепторов, их воспринимающих в стволе мозга. Из-за этого росло количество сигналов сенсорного центра, которые инструктируют мозг, как регулировать работу сердечно-сосудистой системы.
«Теперь мы знаем, что апноэ во сне усиливает действие окситоцина и КРГ на ствол мозга, что приводит к повышению давления», — делает вывод профессор Клайн.
По сути, это спасательный механизм, и окситоцин с КРГ заботятся о том, чтобы все ткани организма исправно снабжались кислородом. Однако, по выводам авторов, если такое происходит слишком часто — с каждым эпизодом гипоксии и выброса гормонов, — давление становится все выше и выше. Уже после нескольких недель постоянного апноэ во сне области мозга, отвечающие за контроль кровяного давления, меняются, — и давление остается повышенным хронически.
Авторы уточняют, что эти нейропептиды по-разному действуют в разных областях мозга: в той, что изучалась в исследовании, они оказывали повышающее влияние; но, воздействуя на другие зоны, они действительно могут снижать кровяное давление. Сейчас команда выясняет, какие еще вещества участвуют в процессе, чтобы в дальнейшем можно было разработать лекарства, снижающие давление у людей с апноэ во сне.
Ранее ученые выяснили, что апноэ может быть одной из шести неочевидных причин синдрома хронической усталости.