Хорошие театральные декорации должны не только радовать глаз, но и создавать нужную атмосферу. Город Суздаль, с его концентрацией старинной архитектуры и культурным бэкграундом, стал идеальной площадкой для самых разных фестивалей.
Из окна автобуса Суздаль выглядит как портал в прошлое, но город живет будущим. Пейзаж словно с билибинских иллюстраций: через поле видно одни церкви да колокольни, торчащие из-за деревьев. От автовокзала иду пешком, и меня встречают ряды деревянных домов, выстроившихся вдоль Васильевской улицы. Из-за первого же забора косится любопытный лошадиный глаз. Во дворе за оградой стоят экипажи, в которых в погожий день эта коняга катает туристов, желающих сделать красивые фото на фоне сказочной архитектуры города-музея.
Эта самая архитектура разворачивается в обе стороны, как эффектный театральный задник, когда выходишь по Васильевской на улицу Ленина, в центр Суздаля: торговые ряды XIX века, храмы, колокольни. В августе среди всей этой красоты будут отмечать День города, а он в этом году особенный: празднуют тысячелетний юбилей.
Правда, строго говоря, называть годом основания Суздаля 1024-й, под которым он впервые упоминается в летописи, неверно. В «Повести временных лет» под этой датой сообщается, что в Суздале из-за неурожая случились некие беспорядки и зачинщиков-волхвов, то есть служителей языческого культа, разогнал князь Ярослав Мудрый.
Стало быть, город к тому времени уже существовал. Археологи считают, что он появился раньше второй половины X века. Но поскольку год основания Суздаля в источниках, на которые можно уверенно опереться, не указан, историю города условно отсчитывают с 1024-го.
В Средние века Суздаль был одним из важнейших городов Северо-Восточной Руси. Даже утратив с XV столетия политическое влияние, он еще долго оставался крупным религиозным центром. О концентрации в городе храмов и монастырей археолог Николай Воронин писал: «При этом большом количестве церковных построек в городе в 1573 году было всего четыреста четырнадцать дворов! Такого поразительного соотношения не знал, кажется, ни один древнерусский город». Процветала и торговля.
Во второй половине XIX столетия Суздалю то ли крупно не повезло, то ли наоборот — это как посмотреть: построенная в 1862 году Московско-Нижегородская железная дорога прошла мимо, и город остался в стороне от торговых путей. Он почти прекратил развиваться и вследствие этого законсервировался в старинном облике до Новейшего времени.
В послевоенные годы власти начали заниматься реставрацией достопримечательностей Суздаля, привлекать в город туристов. Им заинтересовались художники и деятели киноиндустрии. Первым фильмом, который здесь снимали, стала «Баллада о солдате» (1958 год), за ней последовали «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев» и другие кинохиты. В наши дни в Суздале обосновались и фестивали на любой вкус: музыкальные, театральные, рукодельные, спортивные, гастрономические — и ставший знаменитым анимационный.
«МИРА центр»: современное искусство
В здании бывшей торговой лавки XIX века лестница ведет с первого этажа вниз, в выставочный зал. Спускаюсь и попадаю в скупо освещенное помещение под низкими каменными сводами. Едва переступаю порог — включается запись церковного хора. В центре зала — стол, накрытый на двенадцать персон и обложенный по периметру искусственными гвоздиками. Хлеб, вино, тарелки с рыбой, расставленные так и этак. Чашки и блюдца «бабушкиного» фарфора изнутри расписаны ангелами и святыми.
Инсталляция «Тарелки-душегрелки» Иры Михейшиной — авторская трактовка сюжета Тайной вечери. В другом зале образа святых написаны на остатках деревянных дверей, найденных здесь же, в Суздале, — это работы Максима Демина. Выставка «Видимое — невидимое», в рамках которой современные художники переосмысливают христианство и церковное искусство, в городе-музее как родная.
Арт-пространство «МИРА центр» открылось в 2022 году, и с тех пор там проводятся концерты, выставки, кинопоказы. В мае прошлого года оно стало одной из площадок Первого созерцательного фестиваля «Места для души» имени итальянского сценариста и кинорежиссера Тонино Гуэрры. «Русский по жене» Лоре, которую встретил в Москве, Гуэрра работал не только с Федерико Феллини и Микеланджело Антониони, но и с Андреем Тарковским: вместе они создали фильм «Ностальгия».
Суздаль Гуэрра очень любил и неоднократно сюда приезжал. В «МИРА центре» гости фестиваля смотрели выставку, слушали лекции, концерт Петра Налича и аудиоспектакль в шкафу, а над Ильинским лугом парили воздушные змеи, украшенные бабочками, каких любил рисовать Гуэрра… Его поэтический взгляд на мир организаторы спроецировали на весь город.
— А в этом году будет второй фестиваль имени Гуэрры? — спрашиваю девушку за кассой.
— Нет. Зато летом планируется фестиваль драматического искусства, этим занимаются наши друзья, театр, который базируется в селе Фомиха недалеко от Суздаля. В этом году фестиваль и театральная лаборатория называются «1000 лет за 10 дней», — в честь юбилея города.
Монастыри Суздаля: архитектура и музыка
«Даю мастер-классы по колокольному звону», — сообщает объявление на заборе. В городе, где больше полусотни церквей, опытных звонарей наверняка немало. А монастырей в Суздале сохранилось пять. Васильевский (упоминается с XIII века, основные постройки — XVII-го) на восточной окраине встречает тех, кто направляется в город с автовокзала.
На противоположных берегах реки Каменки стоят Александровский, основанный, по преданию, князем Александром Невским, и Покровский, куда важные люди ссылали опальных жен.
Например, великий князь Василий III отправил туда первую супругу Соломонию Сабурову и женился на будущей матери Ивана Грозного — Елене Глинской. Вдоль улицы Ленина тянутся мощные стены Спасо-Евфимиева монастыря, основанного в XIV веке.
Здесь можно пропасть на полдня, осматривая экспозиции, от залов с драгоценной церковной утварью до музея тюрьмы (она появилась в екатерининские времена, а после Революции, в 1920-е годы, здесь был политизолятор).
А еще в XIX веке в обители потеряли могилу князя Дмитрия Пожарского — того самого, героя Смутного времени. Потом, кажется, нашли, и поставили здесь памятник в виде часовни.
Мужской хор Спасо-Евфимиева монастыря можно послушать в его главном храме — Спасо-Преображенском соборе. Там же 9 августа выступлением этого хора откроется фестиваль духовной музыки «Голоса Суздаля».
Дальше на юг по улице Ленина — пятый монастырь, Ризоположенский, основанный в XIII веке. Его 72–метровая колокольня в стиле классицизм, построенная в 1813–1819 годы, — самое высокое здание в Суздале, где официально запрещено возводить дома выше трех этажей, а в исторической части — выше двух.
С этой колокольни, говорят, прекрасный вид на город. А еще на ней много лет подряд выступали участники Всероссийского фестиваля духовной музыки и колокольных звонов «Лето Господне».
Но не церковной музыкой единой. Так, летом в городе уже шестой год проводится фестиваль «Alma mater: „Новые имена“ в Суздале» под руководством народного артиста России Дениса Мацуева. Вместе с известными исполнителями выступят выпускники творческой школы «Новые имена», которую уже более 30 лет принимает город.
На первые выходные июля запланирован ежегодный фестиваль любителей блюзовой музыки и мотоциклов SUZDALBLUES. А 16 августа на Кремлевском лугу меломаны будут под открытым небом слушать выступления участников фестиваля «Джаз Мост».
Музей деревянного зодчества: огурец-кормилец
— Скажите, пожалуйста: это памятник рогатке? — указываю я на загадочный арт-объект женщине, торгующей местными разносолами у стен Суздальского кремля.
— Это «Энгри бёрдз». Натягивают резинку, ставят игрушечных свинок вон на ту конструкцию — видите? — и запускают по ним игрушечными птицами. Как в компьютерной игре, только вживую.
Ушла, стало быть, эпоха «городков» и лапты…
— Попробуйте варенье, — приглашает моя собеседница. Какого у нее только нет: из шишек, из облепихи, с чабрецом, с имбирем — и, конечно, несколько видов варенья из огурцов. Я уже знаю, что этот овощ — один из символов Суздаля, в третью субботу июля город празднует День огурца, а на территории отеля «Николаевский посад» стоит памятник торговке-огуречнице. Интересуюсь, почему именно огурец тут так почитают.
— С тех пор как железная дорога прошла мимо, здесь все захирело, производства закрывались, с работой было плохо. И люди стали выращивать огурцы и возить их бочками на продажу. Тем жили и в советские времена. С хорошего урожая за сезон, с мая по сентябрь, можно было выручить пять тысяч рублей и купить «Жигули».
В суздальском Музее деревянного зодчества собраны и отреставрированы старинные избы, церкви, мельницы из окрестных деревень. Есть и дом зажиточного горожанина позапрошлого века с реконструированной обстановкой. А я здесь, наверное, впервые в жизни вижу колесный колодец. Человек забирался внутрь ступального колеса, вращал его, шагая по деревянным ступеням, и таким образом поднимал из колодца большую бадью с водой. Зимой музей — одна из главных городских площадок для гуляний на Масленицу, летом — для празднования Дня огурца.
— Да тут каждые две недели какой-нибудь фестиваль, — рассказывает смотрительница, одетая как дореволюционная русская крестьянка. — В День огурца мероприятия у нас в музее проводятся только на улице, помещения закрыты. Сооружают сцену для концерта, ставят лотки для ярмарки и столы для дегустации разных кушаний, в основном из огурцов.
Возможно, мне даже повезло, что сегодня в музее ничего не празднуют. В одной избе особенно интересно: здесь показывают и продают произведения суздальских мастеров. В этом городе целые семьи и даже творческие династии возрождают традиционные ремесла.
— Вот, — показывает сотрудница музея на ряды изящно вышитых брошей и стенд с деревянными фигурками, — то, что делает творческая династия Фроловых. Техника называется «филигранная вышивка». Мария Фролова — потомственная вышивальщица, ее учила бабушка, а теперь она учит свою дочь. А муж у нее — резчик по дереву. У него уникальная манера резьбы одним инструментом. А еще он пишет сказки.
Женщина переходит за другой стол, берет большую глиняную окарину в виде быка с отливающим медью боком, и играет на ней.
— Это называется «поющая керамика». Делает такое семья Шурыгиных, их четверо. Дедушка у них разработал особую печку для восстановительного обжига, чтобы получить глазурь с таким металлическим блеском. И здесь же представлена семья Малаховых, это гончары. В городских ресторанах подают еду на их посуде. Пятое-шестое поколение династии, прадеды нашли белую глину в болотах, и с тех пор все потомки занимались исключительно гончарным делом.
За соседним столом берестяных дел мастер сыплет загадками и прибаутками и учит посетителей плести закладки и очелья.
ГТК «Суздаль»: «Чародеи» и анимация
Вдоль Каменки вытянулся длинный приземистый главный корпус ГТК «Суздаль», также известного как «Турцентр». Рядом с плоскими крышами торчит высокая двускатная над рестораном: эта часть здания, изнутри и снаружи, «снялась» в фильме «Чародеи», новогодней киноклассике из 1980-х.
Строить комплекс начали по распоряжению Совета министров СССР от 1967 года, после того, как стало очевидно, что городу критически не хватает объектов индустрии гостеприимства. На материалы не скупились — привозили лучшие: мрамор из Казахстана, смальту для мозаик из Италии.
Этот проект повлиял на весь Суздаль, окончательно переориентировав его на туризм: параллельно возвели новые жилые кварталы и автовокзал, газифицировали в том числе и историческую часть, подреставрировали старинные здания. В 1992 году Суздальский кремль и Спасо-Евфимиев монастырь вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сейчас туризм здесь процветает. «Турцентр» ежегодно принимает около 30 разнообразных фестивалей. Самый известный и один из самых давних «гостей» комплекса — Открытый Российский фестиваль анимационного кино.
В этом году он проводился в 29-й раз, 23 из них прошли в Суздале. Изначально ОРФАК базировался в пансионате в Тарусе, но там фестивалю вскоре стало тесно. Суздаль с его «Турцентром» оказался самой удобной новой площадкой со всем необходимым и недалеко от Москвы.
— Тогда, в 2001 году, мы, конечно, немного испугались масштабов: после пансионата, который едва вмещал 240 человек, — тут на 800 человек места, огромные залы, — рассказывает директор фестиваля Александр Герасимов. — В те годы в анимации работало гораздо меньше людей, чем сейчас, продукции выпускали меньше. Но мы поняли, что это место — на вырост и что мы обязаны адаптироваться здесь.
Сейчас к нам приезжает две тысячи человек, а фестиваль органично развивается вместе с городом. Каждый год в Суздале появляются новые гостиницы, рестораны, столовые, и город превращается в огромный туристический кластер. Причем если в первые годы здесь было два разных мира: мир аниматоров, которые приехали в «Турцентр» показать мультфильмы, и мир храмов, многие из которых тогда еще требовали реставрации, то постепенно эти два мира как-то сами собой соединились, и с каждым годом городу и фестивалю все комфортнее друг с другом.
— Приезжая сюда, люди не только попадают в другую атмосферу, но и оказываются в тесном пространстве с единомышленниками. Поэтому всем здесь хорошо, — считает оператор и продюсер Валерий Рябин, один из организаторов фестиваля. — Анимация — лучший из миров, а Суздаль — это вообще отдельный мир.
У ОРФАКа каждый год особая тема, на этот раз — «Город мастеров», в первую очередь в честь юбилея Суздаля. В рамках мастерской документальной анимации «Анимадок» команда участников из разных городов под руководством кураторов Юлии Белавиной и Анны Абалмазовой прямо на фестивале сняла короткометражный фильм. У него такое же название — «Город мастеров», и посвящен он Суздалю, его истории, ремеслам и разнообразным праздникам. В дни фестиваля аниматоры-документалисты ходили по улицам, снимали виды, собирали материал, общаясь с кузнецами, гончарами, резчиками по дереву. Мультфильм стал подарком городу на юбилей.
***
В лобби-баре «Турцентра» я разглядываю витрину с пирожными. На ценнике при вполне свежем на вид кондитерском изделии написано: «Тысячелетник». — Его рецепт придумал наш шеф-повар специально к юбилею Суздаля, — поясняет приветливая бариста. — Попробуйте, оно всем нравится. Оно со вкусом цикория. И, разумеется, огурца.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Суздаль
Площадь 15 км2
Население ~8932 чел.
Расстояние от Москвы до Суздаля 220 км
Фото: VASKHOMCHIN / ISTOCKPHOTO; ISTOCKPHOTO; MIKHAIL LYGANOV; ISTOCKPHOTO; LUDVIG14; GERD EICHMANN; ISTOCKPHOTO; GTKSUZDAL.RU