«Здешное место стало посредине всех заводов», — писал Василий Татищев, определивший в 1720 году, где вырастет новый уральский город. Строительство Екатеринбурга на глухих берегах реки Исеть забурлило «как по щучьему велению» (так позднее описал его екатеринбуржец Дмитрий Мамин-Сибиряк в конце ХIХ века). Активные работы начались в 1723 году, когда Вильгельм де Геннин сменил Татищева на посту начальника горных заводов.
Сейчас основатели Екатеринбурга увековечены в бронзе, но, по мнению местных жителей, неудачно: фигуры одного роста и с почти одинаковыми лицами возвышаются на постаменте, неуклюже растопырив руки.
Обиженные де Геннин и Татищев смотрят на Плотинку — сооружение, с которого начался Екатеринбург. Сегодня плотина больше похожа на широкий мост или набережную. С одной стороны — узкая Исеть, из которой летом взмывают поющие фонтаны, с другой — пруд.
В пейзаж Плотинки вписаны узнаваемые здания. Вот виднеется ажурный, похожий на паутинку купол цирка; а тут — небоскреб «Высоцкий» со смотровой площадкой на 52 этаже (улица Малышева, 51). Ее посетители также могут бесплатно заглянуть в музей Владимира Высоцкого, в котором реконструирован гостиничный номер, где поэт жил во время гастролей.
Ближе к пруду Плотинки расположена самая узнаваемая постройка Екатеринбурга — дом Севастьянова. Дворец принадлежал разбогатевшему чиновнику, который, по одной из легенд, выстроив такое роскошное здание, не жил в нем, а сдавал в аренду, ютясь в деревянном домике рядом.
Неоготические и барочные украшения вперемешку, пышная ротонда: сегодня зайти внутрь дома Севастьянова нельзя, и путешественники могут полюбоваться только внешним убранством.
Постройкам, которые выделяются на архитектурном фоне Екатеринбурга, всегда есть что рассказать, даже если они не готовы открыть двери туристическим экскурсиям. Как и в любом городе с богатой историей, на екатеринбургских улицах смешиваются стили, едва воздвигнутые стены обрастают легендами, а целые эпохи соединяются в арт-центрах, музеях и монастырях.
Половинки классицизма
Самое старое из четырех зданий Екатеринбургского музея изобразительных искусств — Корпус отечественного искусства — тоже можно увидеть на Плотинке (улица Воеводина, 5). Если смотреть на фасад со стороны Исети, кажется, что кто-то раздвинул податливый корпус госпиталя XVIII века и поместил в получившийся промежуток монументальный стеклянный павильон.
Госпиталь горного завода действительно не раз менял внешний вид и назначение. Например, в его стенах показали первый в Екатеринбурге спектакль. Сохранившиеся постройки стали музейным филиалом только в 1980-х годах.
Тогда же появился просторный зал чугунного литья со стеной-витриной: это он буквой «Т» режет классицистические формы здания. Главный экспонат — Каслинский чугунный павильон. Уральские мастера-литейщики изготовили его специально для Парижской выставки 1900 года, чтобы представить на ней Кыштымский горный округ. Витиеватое сооружение, украшенное сложнейшей чугунной резьбой, принесло участникам высшую награду, а каслинским умельцам — мировую славу.
Также в Корпусе отечественного искусства проходят выставки (в том числе самобытных уральских авторов), лекции и мастерские.
Перестройка не по плану
Международный центр искусств «Главный проспект» находится на прошедшей реновацию территории Аффинажного завода (проспект Ленина, 8), переехавшего из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму.
Современные арт-кластеры любят обитать в старых промышленных пространствах, где грубый красный кирпич удачно сочетается с утонченным духом культуры. Таков типичный производственный корпус 1916 года, но его заслоняет более позднее массивное заводское здание.
Там, где в прошлом веке работали с благородными металлами и драгоценными камнями, теперь можно увидеть горный хрусталь и малахит, единственные в мире образцы редкого вида кальцита и окаменелые раковины древних моллюсков. Осмотрев коллекцию Музея камня, стоит зайти в расположенный здесь же Камнерезный дом Алексея Антонова, в экспозиции которого холодные цветы — почти как из сказов Павла Бажова.
Другой плод перестроек — Ельцин-центр (улица Бориса Ельцина, 3). Стеклянные этажи пронизываются стремительной ельцинской «загогулиной», покрытой LED-панелями, с помощью которых конструкция может превращаться в один большой экран. Масштабный комплекс в память о первом российском президенте возник из недостроенного торгового центра — реконструкция под руководством архитектора Бориса Бернаскони превратила постройку в одно из самых известных зданий Екатеринбурга.
Работающий в здании музей Бориса Ельцина привлекает оригинальной «немузейностью». Здесь посетители знакомятся с историей семьи президента, буквально продираясь сквозь лабиринт истории страны, а важным политическим событиям, напрямую связанным с Ельциным, отведено семь залов-дней. За дверью комнаты, где по телевизору идет «Лебединое озеро», слышен рокот августовского путча, а в другом зале посетители уже меняют ваучер на акции в ходе интерактивной игры.
В музее действуют несколько инклюзивных программ: например, по предварительной записи можно попасть на тематическую экскурсию с переводом на русский жестовый язык.
Вход в Ельцин-центр бесплатный, а посещать его можно с собаками на поводке и кошками на шлейке (с точными условиями для хозяев домашних животных лучше ознакомиться на сайте Центра).
На этом месте…
В заброшенной Ганиной яме — урочище ХIХ века — так и не нашли золота, но шахта № 7 навсегда осталась в трагической российской истории: здесь, в окрестностях Екатеринбурга, уничтожили тела убитой царской семьи. В 2000 году вокруг шахты началось строительство мужского монастыря в честь святых Царственных Страстотерпцев.
В одной из самых молодых обителей России, взявшей название урочища, находится семь деревянных храмов: столько же членов семьи Романовых расстреляли в Екатеринбурге. С высокими соснами соперничает колокольня, уходящая не только в небо, но и вглубь земли. Под колокольней бьет источник — освященную «Царскую воду» паломники увозят с собой.
В 25 километрах от Ганиной ямы расположен паломнический центр, где можно пообедать и переночевать. Расписание автобусов от Екатеринбурга и телефоны для заказа экскурсий можно найти на сайте обители.
Башня-символ
Архитектурное путешествие стоит завершить на Уралмаше. Уральский завод тяжелого машиностроения развернул свои мощности в пустынном лесу почти век назад, а сегодня соцгородок, образовавшийся вокруг предприятия, превратился в окраину Екатеринбурга. Символ района, застроенного в начале конструктивистских 1930-х годов, — водонапорная Белая башня на «курьих ножках» (улица Бакинских комиссаров, 2а).
Автор проекта Моисей Рейшер задумывал пространство как общественное. Но важный для водоснабжения города объект закрыли для посторонних, а когда башня стала не нужна, ее постепенно забросили. Однако ей повезло — с 2012 года вторую жизнь Белой башне обеспечивает группа молодых архитекторов Podelniki. Они смогли законсервировать памятник: починить кровлю, провести электричество. В планах — полная реставрация башни.
Каждая эпоха глубоко отпечаталась на «архитектурном лице» Екатеринбурга, и прогулка позволяет наглядно изучить историю города по его знаковым постройкам.
Оригинальные идеи для путешествий по стране и подробные обзоры достопримечательностей ищите на сайте «Вокруг света» по тегу #ОткрываемРоссию.