Группа исследователей из Австралии и Кореи обнаружила в ежо́вике гребенчатом соединения, которые стимулируют рост нейронов в мозге. Это приводит к улучшению когнитивных функций, в частности, пространственной памяти и обучения. Эксперименты на тканях в пробирке и на мышах показали, что добавление вещества из грибов помогает клеткам мозга устанавливать новые связи и ощущать окружающую среду.
Ежовик гребенчатый из порядка сыроежковых — это съедобный гриб. За необычный внешний вид в народе его называют то дедовой бородой, то львиной гривой, то грибной лапшой. В народной медицине, в том числе в восточной, его использовали как антисептик, иммуностимулятор, при болезнях ЖКТ и даже для профилактики рака желудка.
Научно была доказана способность «дедовой бороды» благотворно воздействовать не нейроны, он имеет ноотропные и нейротрофические свойства, благодаря таким биоактивным веществам в составе, как герисерины, эринацины, алкалоиды, стероиды и полисахариды.
Предыдущие исследования показали, что он может стимулировать факторы роста нейронов и вызывать нейропротекторные эффекты, при этом гериценоны и эринацины могут успешно проникать через барьер между кровеносной и центральной нервной системами (ГЭБ).
Поэтому «дедовой бородой» заинтересовались ученые, которые ищут соединения, связанные с развитием и выживанием нейронов — нейротрофины. В норме они есть у нас в организме, и ключевой из них — белок BDNF. Нарушения в его пути связаны с когнитивными проблемами, шизофренией, болезнями Альцгейммера и Хантингтона, синдромом Ретта. Попытки лечения на основе нейротрофинов прежде были неудачными как раз из-за их плохой проницаемости через ГЭБ.
В новом
Испытания в пробирке также показали, что в клетках, обработанных экстрактом гриба, увеличился рост и распространение отростков — аксонов. Он необходим для развития связи с другими нейронами и с распознавания окружающего мира.
По словам авторов, это первое исследование, которое однозначно сообщает об эффективном веществе, усиливающем сигнал белков BDNF. Однако, так как испытания были доклинические, потребуются дополнительные исследования, чтобы начать применять эти активные вещества в лекарствах от нейродегенеративных расстройств, таких, как болезнь Альцгеймера.