Колесная повозка — это сложная система, состоящая из связанных между собой конструкций: колес с осями и рамой; кузова; упряжи и упряжного животного. Животные в колесной повозке создают тяговое усилие, которое посредством упряжи передается полезному грузу. Такая деревянная повозка найдена в захоронении катакомбной культуры могильника Улан IV в Ростовской области. Ее положили в разобранном виде в могилу мужчины пятидесяти лет, жившего примерно в XXIII веке до нашей эры.
Из конструктивных элементов лучше всего сохранилась ходовая часть — четырехугольная рама платформы. Она состояла из двух пар параллельных продольных несущих дрог — лонжеронов — и кузова из переплетенных деревянных прутиков и циновки. Колеса имели трехчастную конструкцию со штифтовым внутренним соединением сегментов и утолщающимся к центру колесным диском. Цилиндрическая ступица с круглым сечением была вставной.
Изучение пород древесины показало, что мастера подбирали для деталей различные породы дерева, в соответствии со своими профессиональными представлениями о древесине и накопившимся опытом. Платформа кузова сделана из клена; ступица заднего колеса — из ясеня, само колесо — из дуба. Специальное исследование вариаций изотопных отношений стронция показало, что все породы древесины местные.
Оказалось, что, несмотря на почти пустынные ландшафты в наше время, в эпоху бронзы здесь росли байрачные и пойменные леса, состоявшие из дуба, ясеня, клена, липы, вяза, осины, груши. Пыльца таких деревьев сохранилась в почве. Значит, повозку сделали на месте степные мастера катакомбной культуры.
Ученым известно также, что в инструментальный набор подвижных скотоводов входили деревообрабатывающие орудия — бронзовые долота, они умели плести циновки, из которых мастерили кузов.
Таким образом, жившие на территории современного Юга России древние кочевники использовали все доступные им природные ресурсы Сальско-Манычских степей.
Исследование артефакта культурного наследия выполнено при поддержке гранта РНФ №21-18-00026.