Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

И никакого импорта: чем уникальна найденная в России повозка 23 века до нашей эры, рассказывает археолог

История транспорта, который ездил по евразийской степи несколько тысяч лет назад

18 июня 2023Обсудить
И никакого импорта: чем уникальна найденная в России повозка 23 века до нашей эры, рассказывает археолог
Реконструкция древней повозки.
Источник:
предоставлено Натальей Шишлиной
археолог

специалист по эпохе бронзового века Северной Евразии

Колесная повозка — это сложная система, состоящая из связанных между собой конструкций: колес с осями и рамой; кузова; упряжи и упряжного животного. Животные в колесной повозке создают тяговое усилие, которое посредством упряжи передается полезному грузу. Такая деревянная повозка найдена в захоронении катакомбной культуры могильника Улан IV в Ростовской области. Ее положили в разобранном виде в могилу мужчины пятидесяти лет, жившего примерно в XXIII веке до нашей эры.

Из конструктивных элементов лучше всего сохранилась ходовая часть — четырехугольная рама платформы. Она состояла из двух пар параллельных продольных несущих дрог — лонжеронов — и кузова из переплетенных деревянных прутиков и циновки. Колеса имели трехчастную конструкцию со штифтовым внутренним соединением сегментов и утолщающимся к центру колесным диском. Цилиндрическая ступица с круглым сечением была вставной.

И никакого импорта: чем уникальна найденная в России повозка 23 века до нашей эры, рассказывает археолог
Крепление поперечной перекладины между верхним и нижним лонжеронами древней повозки.
Источник:
предоставлено Натальей Шишлиной

Изучение пород древесины показало, что мастера подбирали для деталей различные породы дерева, в соответствии со своими профессиональными представлениями о древесине и накопившимся опытом. Платформа кузова сделана из клена; ступица заднего колеса — из ясеня, само колесо — из дуба. Специальное исследование вариаций изотопных отношений стронция показало, что все породы древесины местные.

И никакого импорта: чем уникальна найденная в России повозка 23 века до нашей эры, рассказывает археолог
Реконструкция колеса повозки.
Источник:
предоставлено Натальей Шишлиной

Оказалось, что, несмотря на почти пустынные ландшафты в наше время, в эпоху бронзы здесь росли байрачные и пойменные леса, состоявшие из дуба, ясеня, клена, липы, вяза, осины, груши. Пыльца таких деревьев сохранилась в почве. Значит, повозку сделали на месте степные мастера катакомбной культуры.

И никакого импорта: чем уникальна найденная в России повозка 23 века до нашей эры, рассказывает археолог
План места, где была сделана находка.
Источник:
предоставлено Натальей Шишлиной

Ученым известно также, что в инструментальный набор подвижных скотоводов входили деревообрабатывающие орудия — бронзовые долота, они умели плести циновки, из которых мастерили кузов.

Таким образом, жившие на территории современного Юга России древние кочевники использовали все доступные им природные ресурсы Сальско-Манычских степей.

Исследование артефакта культурного наследия выполнено при поддержке гранта РНФ №21-18-00026.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения