Когда закончатся испытания российских самолетов МС-21
Несколько лет назад на Иркутском авиационном заводе собрали среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения МС-21. Первый полет лайнера состоялся в мае 2017 года, в декабре 2020-го он впервые взмыл в небо с российским двигателем ПД-14, а на 2024-й был намечен выпуск первых шести серийных самолетов. Но что-то пошло не так, и дата серийного производства то и дело сдвигалась. В конце января 2025 года глава Ростеха Сергей Чемезов заявил, что теперь ждать явления самолета народу стоит не ранее 2026 года. Почему выпуск МС-21 снова отложили, и есть ли вероятность, что серийное производство все же наладят?
Изначально на МС-21 возлагали большие надежды, он должен был прийти на смену Ту-154 и семейству Ту-204 на российском рынке. Дальность полетов — до 6000 километров (примерно как из Москвы в Магадан или Анадырь), вместимость — 150, 180 или 210 кресел, перевозка пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях — все эти задачи должны были решить МС-21. Но, пока все ждали, что серийное производство вот-вот наладят, его старт регулярно отодвигали. На этот раз Сергей Чемезов обнадежил: в 2025 году сертификационные испытания должны завершиться, а там и серийное производство лайнера не за горами.
«Нам надо сейчас завершить все сертификационные испытания, — рассказал глава Ростеха в беседе с
Почему не удается наладить серийный выпуск самолетов МС-21
Но есть и другой взгляд на происходящее: исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев рассказал нашим коллегам из редакции IRCITY.RU, что перенос сроков — это констатация факта: в плановые сроки сертифицировать новые самолеты не удается, потому что некоторые комплектующие не готовы.
«Разработчики отдельных систем и компонентов столкнулись со сложностями в процессе испытания новых изделий, — объяснил авиаэксперт. — В итоге опытные самолеты, на которых будут проходить летные испытания отечественной техники, пока так и стоят на заводах в недоукомплектованном виде».
Запуск большей части испытаний, по мнению Пантелеева, будет возможен только после того как производители систем и комплектующих завершат свои внутренние испытания и поставят продукцию разработчику самолетов. Но заводские испытания прошли не все импортозамещенные системы, и о готовности к установке на опытные самолеты пока говорить нельзя — сперва нужно убедиться, что на стендах все работает безотказно.
Сначала нужно оценить рынок
В то же время, считает авиаэксперт, де-факто серийное производство МС-21 уже началось. Есть так называемые длинноцикловые изделия, над производством которых работают месяцами, и если бы они не были готовы заранее, в Ростехе о начале серийного производства и не заикались бы. Однако Олег Пантелеев сомневается в том, что объявленный план — 72 самолета МС-21 в год — выполним. Да и не нужно России столько самолетов.
«Потребности внутреннего рынка не столь велики, чтобы готовить производство на такое количество лайнеров, — уверен эксперт. — Надо сначала добиться эффективной эксплуатации самолетов российскими авиакомпаниями, и потом, на основании обновленных оценок рыночного потенциала, закладываться на выпуск, может, 36, может, 48, а может, и 72 или более лайнеров в год».
К тому же российские авиакомпании, по словам Пантелеева, вполне успешно работают с имеющимся парком, а многие самолеты — многие печали, ведь для массового перехода на МС-21 придется готовить персонал и техническую базу.
По оценкам авиаэксперта, если ставить целью постепенную замену иностранного флота отечественным, нужно ежегодно выпускать 48-54 МС-21.
Но спешка в авиастроении вообще не нужна. Как минимум, чтобы не пригодились 7 действий, которые спасут жизнь при аварийной посадке самолета.