Сначала смотрим в зеркало, потом совершаем маневр, даже самый незначительный, вроде объезда маленькой ямки в своей полосе. Это железобетонное правило усваивается еще в автошколе. Не посмотрел в зеркало — не сдал экзамен. А на настоящей дороге — попал в ДТП. Ведь в слепой зоне может «прятаться» и мотоцикл, и целая машина! Но чтобы пользоваться боковыми и салонным зеркалами правильно и с комфортом, их сперва требуется отрегулировать под себя, а про это многие автомобилисты просто забывают. Vokrugaveta.ru рассказывает, что такое слепая зона и как настроить зеркала заднего вида в машине, чтобы сделать ее меньше.
Что такое слепая зона?
Говоря простыми словами, слепая или мертвая зона — это область, которая остается для вас невидимой, когда вы смотрите в зеркала. Особенно часто эта особенность обзора подводит начинающих водителей. Казалось бы, ты убедился в безопасности маневра и начал перестроение, как вдруг сбоку раздается гневный гудок, а затем «из ниоткуда» в соседней полосе возникает другой автомобиль! Его уже не было видно в зеркало заднего вида, но при этом еще не было видно боковым зрением.
На первых порах привыкнуть к таким ситуациям непросто. Сразу оговоримся: слепая зона есть всегда, просто в зависимости от настроек зеркал и конструкции автомобиля она может быть больше или меньше. Грамотный водитель не только дважды посмотрит в зеркала, но не поленится и немного пригнуться к рулю, чтобы проверить, не едет ли кто по соседней полосе. А иногда и головой покрутить совсем не вредно, особенно на полосе разгона, вливаясь в поток на главной дороге.
Забывать о слепой зоне чрезвычайно опасно. В случае с другим автомобилем вы, скорее всего, притретесь боками. Но если в соседней полосе был мотоциклист, авария может обернуться плачевными последствиями для всех.
Оценить размеры слепой зоны вашего авто не так уж сложно. Сделать это можно, стоя на обочине. Наблюдайте в зеркало за автомобилем, который едет рядом с вами. В какой-то момент он исчезнет, а затем появится уже рядом с вами, и вы увидите его периферическим зрением. Логично, что с увеличением скорости мертвая зона увеличивается. Еще одно «слепое пятно» — пространство сразу за багажником автомобиля. Об этом следует помнить когда вы двигаетесь задним ходом.
На автомобилях премиум-класса встречаются электронные помощники, контролирующие мертвую зону, но они нервируют звуковыми или световыми сигналами и далеко не всегда срабатывают так, как нужно. Владельцы машин попроще порой устанавливают дополнительные немного выпуклые зеркала слепых зон. Зачастую размещаются прямо на штатном зеркале, увеличивая угол обзора. Но и у них есть минус в виде уменьшения полезной площади основного зеркала. Поэтому самый простой способ борьбы со слепыми зонами — правильная регулировка зеркал заднего вида.
Как правильно настроить боковые зеркала в машине
В интернете можно найти немало способов настраивать боковые зеркала, в том числе и довольно сложных. Мы же остановимся на простом рабочем алгоритме, проверенном не одним поколением автолюбителей:
Сперва припаркуйтесь на ровном месте и комфортно устройтесь на водительском месте: отрегулируйте сиденье и положение руля, если такая опция в вашем автомобиле предусмотрена.
Теперь оцените, что видно в зеркалах. Если вы наблюдаете задние крылья, и они занимают солидную часть обоих зеркал, это признак неточной настройки, потому что так слепые зоны получаются слишком большими. Неправильно настроены зеркала и в том случае, если вы вообще не видите в них кузов своего автомобиля.
Начните настройку с левого зеркала. Сидя в отрегулированном кресле, наклонитесь к левому окну так, чтобы головой практически коснуться стекла водительской двери. Затем настройте зеркало, чтобы хорошо видеть заднюю пассажирскую дверь и заднее крыло. Если все сделано правильно, то, снова сев прямо, вы будете видеть только незначительную часть кузова, включая ручку водительской двери, которая будет видна в правом нижнем углу. При правильной регулировке боковина кузова займет в вашем зеркале около 7% площади с самого края.
Завершите настройку регулировкой зеркала в вертикальной плоскости. Постарайтесь добиться, чтобы небо и земля отражались в пропорции примерно 40:60.
После этого проделайте те же самые манипуляции с правым зеркалом. Наклонитесь вправо, примерно к центру салона. «Поймайте» в зеркало заднее правое крыло и заднюю пассажирскую дверь. Вернитесь в нормальное положение, убедитесь, что видите только небольшую часть правой стороны кузова. Настраивая правое зеркало в вертикальной плоскости, можно «захватить» чуть больше земли, чтобы удобнее было парковаться.
Процесс регулировки зеркал не зависит от их привода, но будьте готовы к тому, что настройка зеркал с механическим приводом потребует чуть больше времени и возни, особенно с правым зеркалом.
Регулировка салонного зеркала заднего вида
С внутрисалонным зеркалом дело обстоит намного проще. В нем должно полностью отражаться заднее стекло и то, что в него видно. Если у вас седан, и стекло сильно наклонено, или оно просто маленькое и обзорность оставляет желать лучшего, можно немного развернуть салонное зеркало в сторону, чтобы в него частично попадал и вид из бокового окна. Целесообразно делать это с пассажирской стороны, но некоторым водителям, наоборот, удобнее развернуть зеркало в свою сторону.
Кстати, хорошей заменой штатного салонного зеркала может стать старое-доброе панорамное зеркало, цена которому — 200-300 рублей. Конечно, оно немного визуально приближает едущие сзади машины, но зато обзорность улучшается существенно.
5 полезных советов по использованию зеркал
Если вы парковались в узком месте и складывали зеркала, обязательно проверьте правильность их настройки перед началом движения. Особенно если у вас они складываются вручную, с усилием! Иногда бывает даже такое, что внутри пластиковой «рамы» смещается само зеркало, и его нужно аккуратно вернуть на место руками, прежде чем регулировать электроприводом — просто конструктивная особенность, но ее стоит иметь в виду.
Слепые зоны будут все равно — этого не избежать! Чтобы убедиться в безопасности маневра, стоит сделать легкое движение головой — это убережет вас от неприятностей.
В зеркала полезно смотреть не только перед началом маневра, а вообще постоянно: следишь за дорогой — на долю секунды бросил взгляд в зеркало. Это особенно актуально на многополосных дорогах с оживленным движением.
Если ранее вы долго ездили с неправильно отрегулированными зеркалами, возможно, их новое положение поначалу будет казаться непривычным и даже раздражающим, но это быстро проходит.
Пожалуйста, не забывайте посмотреть в зеркало перед тем, как открывать дверь, даже если вы припарковались, а уж тем паче если стоите в пробке. В теплое время года вы можете нечаянно «подбить» мотоциклиста, и последствия могут быть суровыми для всех участников ДТП.
Надеемся, наши рекомендации будут вам полезны. Желаем вам безопасной езды!