Накануне в Париже закончились XXXIII Летние Олимпийские игры. Как и в случае с открытием, когда было устроено представление на Сене, финальный аккорд Олимпиады стал полноценным шоу с участием сотен акробатов, гимнастов, циркачей. Назвали это масштабное мероприятие Records, а на афишу поместили золотого человека, который вниз головой падает с неба на земной шар.
На этих Играх было немало видов спорта, где атлеты могут оказаться в такой позе во время прыжка, поэтому конкретные параллели здесь, пожалуй, неуместны, и это выглядит собирательным образом. Но есть и другой взгляд с опорой на цитаты пророка и древнего теолога. Такое толкование афиши церемония закрытия XXXIII Игр
Отец Савва подкрепил свою догадку двумя цитатами. Так, ветхозаветный пророк Исайя пишет следующее: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14, 12). Кроме того, российский священник, говоря о светящемся золотом человеке на афише, приводит слова греческого богослова II–III веков Оригена, который называет денницу «светоносным» и указывает, что «дьявол был некогда светом».
Поясним, что Исайя, по всей видимости, имел в виду одного из вавилонских царей, угнетавшего евреев, и пророчил тому смерть, язвительно и поэтично описывая падение правителя в своей книге. В приведенной выше цитате пророк витиевато сравнил правителя с денницей, то есть Венерой, утренней звездой, которая гасла на небосводе в рассветные часы. Благодаря многочисленным толкованиям этой цитаты денницей стали называть Сатану, который, согласно представлениям Церкви, был низвергнут Богом с неба за гордыню. Так «светоносная» утренняя звезда («светоносец» или Люцифер — одно из названий Венеры) стала отождествляться с Сатаной.
Яркое сравнение главного из падших ангелов с догорающей звездой подхватили богословы, комментаторы Писания и поэты. Данте в «Божественной комедии» и Мильтон в «Потерянном рае» называют противника Бога Люцифером. Так пара слов пророка, метафорично обличавшего современного ему царя, дала начало одному из главных образов христианской культуры — падшему Люциферу.
Вообще же образ Дьявола достоин отдельного изучения культурологами — складывался он веками и эволюционировал вместе с представлениями людей о самих себе и окружающем мире.