Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»

Один из самых громких скандалов между художником и заказчиком в истории живописи случился из-за фрески, которая должна была воспевать бурный научно-технический прогресс

4 ноября 2024Обсудить

«Искажению моего замысла я предпочту его полное физическое уничтожение», — объявил Диего Ривера заказчику, надеясь, что тот не осмелится погубить огромный мурал, результат многих месяцев работы. Однако скандал зашел слишком далеко.

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»

Диего Ривера «Человек, управляющий Вселенной», 1934

Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

Человек, управляющий Вселенной

Размер: 480 x 1145 см
Год создания: 1934
Техника: Фреска
Где находится: в музее Дворца изящных искусств в Мехико

Фреску «Человек на распутье прозорливо и с надеждой созерцает выбор нового и лучшего будущего» Ривера с помощниками писал в семидесятиэтажном небоскребе, сердце «Рокфеллер-центра», который строила в 1930-е годы в Нью-Йорке богатейшая семья США.

Рокфеллеры слыли не только дельцами, но и щедрыми меценатами и заказали фреску модному художнику, несмотря на его коммунистические взгляды. Современники считали движение мексиканских муралистов самым ярким расцветом монументальной живописи с эпохи Возрождения, а Ривера был главной звездой.

Рокфеллеры хотели видеть на стене своего центра оптимистичные размышления о том, к каким рубежам привел общество бурный научно-технический прогресс XX века и какие возможности он сулит. Но когда художник приступил к работе, его начали ругать с обеих сторон. Левым активистам не нравилось, что коммунист Ривера выполняет заказ за деньги капиталистов. Пресса негодовала, что «красная» пропаганда проникла в центр американского бизнеса.

Вы получите настоящую пропаганду, решил художник, — и написал на фреске портрет Ленина. Шокированные Рокфеллеры потребовали убрать вождя революции. Ривера не согласился, и тогда фреску уничтожили, а от услуг художника отказались, выплатив ему причитавшуюся сумму.

Не прошло и года, как Ривере представилась возможность восстановить мурал, правда, в меньшем размере, в родной Мексике, на стене столичного Дворца изящных искусств. Живописец был доволен: теперь все увидят, шедевр какого масштаба погубили реакционеры Рокфеллеры. Он воссоздал основное по фотографиям первой версии, но доработал замысел. Эта фреска называется «Человек, управляющий Вселенной». Ее главный герой выглядит куда более уверенно, а Ривере дали волю изобразить всех известных личностей, каких ему было угодно.

14 деталей фрески «Человек, управляющий Вселенной» Диего Риверы

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»

Диего Ривера «Человек, управляющий Вселенной», 1934

Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

1. Герой. Это трудяга в рабочем комбинезоне. Ривера гордился, что сделал главными героями монументальной живописи не мифологических или исторических перснажей, как подсказывала традиция, а обычных людей. «Впервые в истории искусства, — заявлял художник, — скромный простой народ, рабочие и крестьяне, люди с улицы, с фабрики, с пашни — массы предстают ключевым героем произведения. Вот то, что мы сделали, чего не делал никто до нас; в этом наша слава».

2. Основы. По словам Риверы, в центре он изобразил «рекомбинацию атомов и деление клетки» — основы материального мира. Человек XX века уже мог изучать эти процессы и управлять ими.

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

3. Линзы. По мнению историка искусства США Бет Харрис, они символизируют способность человека XX столетия разглядеть с помощью технических достижений и глубины космоса, и микромир.

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

4. Биология. Верхняя часть овала, посвященного этой области знания, отдана микромиру: клеткам и организмам, которые человек способен разглядеть в микроскоп; с помощью науки он может победить болезни. Нижняя часть с человеческим эмбрионом раскрывает тему зарождения жизни. Цивилизация выживет, если найдет баланс между биологией, этикой и технологией, рассуждал художник.

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

5. Космос. Макромир, со всеми его галактиками и туманностями, который люди могут изучать с помощью мощного телескопа.

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

6. Капиталистический мир. Художник показал темные стороны: растущую пропасть между богатыми и бедными; подавление полицией рабочего движения; войны. 1930-е годы были временем разочарования в капиталистическом укладе. Многим странам пришлось преодолевать глобальный экономический кризис, Великую депрессию, начавшуюся из-за биржевых спекуляций.

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

7. Социалистический мир. Предстает как утопическая греза, общество процветания и единения рабочих всех национальностей. Венчает эту мечту первомайский парад на Красной площади Москвы.

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

8. Ленин. Ривера в письме Рокфеллерам назвал его портрет на фреске «общим и абстрактным представлением идеи лидера».

9. Троцкий. Этого политика выслали из СССР: в борьбе преемников Ленина за власть победил Сталин. Позже Ривера помог Троцкому, попросив президента Мексики предоставить ему политубежище. Троцкий некоторое время жил в доме Риверы.

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

10. Маркс и Энгельс. Трудами родоначальников коммунистического движения Диего Ривера увлекся еще в молодости, во время первой поездки в Европу. В мексиканскую коммунистическую партию он вступил в 1922 году.

11. Джон Д. Рокфеллер. Художник изобразил главу семьи Рокфеллер в самом нелестном виде. Магнат, в жизни убежденный трезвенник, здесь выпивает в клубе с легкомысленными красотками. Над его головой — бледные трепонемы (возбудители сифилиса).

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

12. Дарвин. Символ науки, одерживающей верх над древними суевериями. Указывая на детей с животными, ученый как бы говорит, что человек — высшая ступень эволюции, поскольку способен еще и на эволюцию культурную и технологическую.

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO

13. Юпитер. Рука статуи бога-громовержца отбита молнией. А на его шее — крест. Фигура символизирует религиозные заблуждения и суеверия, к которым Ривера относил и язычество, и христианство.

14. Цезарь. Статуя диктатора с отбитой головой, ставшей сиденьем для простого люда, — воплощение надежд на победу народа над деспотичными правителями. Фигура держит фасции — связку прутьев, символ власти древнеримских царей. После Первой мировой итальянский диктатор Бенито Муссолини сделал фасции эмблемой своей партии, откуда появилось слово «фашизм».

ХУДОЖНИК
Диего Ривера

Ильич раздора: скандальная история фрески Диего Риверы «Человек, управляющий Вселенной»
Источник:

MUSEO FRIDA KAHLO

1886 — родился в городе Гуанахуато, в Мексике, в семье преподавателей.
1896–1905 — изучал живопись в Академии Сан-Карлос в Мехико, сначала на вечерних курсах, потом в качестве студента.
1907–1910 — учился и работал в Европе: в Испании, Франции, Бельгии, Англии.
1910–1911 — вернулся в Мексику, застал начало революции.
1911–1921 — снова долго жил в Европе, в основном во Франции.
1922 — вернувшись на родину, работал над росписью «Сотворение» в Национальной подготовительной школе в Мехико, своим первым известным муралом.
1927–1928 — в первый раз ездил в СССР, в составе официальной делегации мексиканской коммунистической партии.
1929 — приступил к росписям, посвященным истории Мексики, в Национальном дворце в Мехико; над ними он работал с перерывами почти всю оставшуюся жизнь, но так и не закончил. Женился на художнице Фриде Кало; в 1939 году супруги разводились, но вскоре поженились снова.
1930–1934 — работал преимущественно в США, где, в частности, создал монументальные росписи в Калифорнийской школе изящных искусств и в Детройтском институте искусств (серия фресок «Промышленность Детройта»).
1955–1956 — второй раз ездил в Советский Союз — на этот раз лечиться от рака.
1957 — умер в Мехико от сердечной недостаточности.

Фото: MUSEO DEL PALACIO DE BELLAS ARTES, CIUDAD DE MÉXICO; MUSEO FRIDA KAHLO

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения