Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно». Ремень в качестве главного аргумента тоже не добавляет доверия к методам полувековой давности. А самые частые клиенты у психологов — это дети, которым когда-то запрещали проявлять чувства.
Но далеко не все было так плохо. И многие из принципов тех лет с удовольствием перенимали родители из других стран. А мы сами их почему-то постепенно потеряли. Чего не хватает нынешней воспитательной системе, проанализировали наши коллеги из издания Parents.
Ребенок должен расти в коллективе
«Да он и так в нем растет», — скажете вы, и в принципе будете правы. Но нынешняя социализация не выдерживает с тем, что было раньше никакого сравнения.
Давайте вспомним: институт первичной социализации — это семья, а дальше — детский сад и школа. Мамы выходили на работу, когда детям исполнялось 3 месяца (это потом уже декретный отпуск продлили до года, а затем и до полутора лет). Так что воспитателей, а потом и учителей ребенок видел намного чаще, чем родителей.
Чем это было хорошо? Находясь с младенчества в коллективе ребенок учился выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми людьми, вырабатывали поведенческие привычки, учились общаться, развивали речевые и разговорные навыки.
Вот только в 1990-х раннюю социализацию признали злом, подавляющим личность ребенка. Малышей все реже отдавали в садик, и потом за голову хватались уже учителя, к которым приходили дети, не готовые принимать правила поведения, учиться и общаться.
За что боролись, на то в итоге и напоролись. Сегодня дети начинают говорить все позже, а гаджеты отбили у них стимулы общаться и взаимодействовать. Но ученые
В основе воспитания — преемственность поколений
«Малышей не обижать, старших уважать» — этому учили с малых лет. По умолчанию: ко всем, кто старше ребенка, нужно относиться уважительно и послушно, хамить взрослым запрещено. Тех, кто младше нужно защищать, поддерживать.
Но и этот принцип воспитания в какой-то момент сочли пережитком прошлого: мол, ребенок — свободная личность. Если он не хочет обнимать тетю Свету, которая пришла в гости, он не обязан это делать. А еще он имеет право на высказывание и отстаивание собственного мнения, даже перед взрослым человеком.
С одной стороны это разумно: увы, известно немало историй, когда взрослые обижали детей, пользуясь своим положением. Но с другой сегодня буллинг — это острая проблема, а агрессивное поведение все чаще и чаще свойственно даже младшим школьникам. Педагоги из ЯНАО
Красивый почерк — это важно
Казалось бы, где принципы воспитания, где почерк. Но, наверное, наши родители, бабушки и дедушки что-то знали, когда пыхтя над тетрадями, аккуратно выводили перьями идеально ровные буквы.
До конца 1960-х в школах был предмет «Чистописание» — его отменила очередная реформа образования. Тогда же стало меньше прописей, часов, которые отводились на обучение письму и изменились сами его принципы: стало необязательно уметь писать толстые и тонкие линии, а также раздельно выписывать каждую букву.
Тогда, конечно, никто не изучал, как почерк влияет на психику. Но зато сегодня мы точно
Ребенок должен быть приучен к опрятности и аккуратности
Даже детсадовец из младшей группы в СССР умел самостоятельно сложить одежду, заправить постель, убрать игрушки. Младшие школьники уже могли оставаться дома одни: самостоятельно разогреть себе обед, навести дома порядок к приходу родителей, самостоятельно постирать свои трусики или колготки, и так далее. Неопрятных детей в школе стыдили, могли отправить домой переодеваться.
Сегодня такой строгости к внешнему виду не проявляют ни родители, ни педагоги. А зря. Психологи заметили, что опрятные люди чаще добиваются успеха, умеют грамотно организовать свой день и в целом более довольны жизнью.
Ребенок должен уметь сострадать
Есть ли в вашей жизни книги, которые вы прочитали один раз и больше никогда в жизни не возьмете в руки? Или фильмы, которые никогда больше не будете смотреть. Предположим, что среди них «Хатико» и «Белый Бим, Черное ухо» — это произведения на разрыв сердца.
А теперь представьте, что уже в пятом классе ребенка заставляют читать «Муму». Или «Девочку со спичками» Андерсена. Очень травматический опыт для неокрепшей психики.
«Зачем!?» — восклицают родители, когда видят произведение в списке для обязательного чтения. И разрешают ребенку его не читать, чтобы лишний раз не расстраивался. Кратенько пересказали сюжет без подробностей, и достаточно.
Но школа требует, чтобы ребенок читал про примеры жесткости людей и друг к другу, и к животным. Считается, что есть закономерность между чтением художественных произведений и развитием эмпатии, то есть умения сопереживать. Поэтому-то советские педагоги и включали в программу как можно больше «жестоких» произведений, чтобы дети смогли почувствовать боль другого существа и не навредить ближнему, будь это друг, посторонний человек или, например, щенок.