Французский композитор Клод Дебюсси, автор «Послеполуденного отдыха фавна», «Бергамасской сюиты», балета «Ящик игрушек» и множества произведений для фортепиано и оркестра, считается главным представителем импрессионизма в музыке. Скрытный и нелюдимый, он вечно нуждался в деньгах, а его личная жизнь становилась предметом сплетен. Всемирную славу Дебюсси заслужил как композитор, которому удалось выразить в музыке движение облаков, шум моря и лунный свет.
Вундеркинд за фортепиано
Ашиль-Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в пригороде Парижа Сен-Жермен-ан-Ле. Его отец был владельцем местной посудной лавки. Спустя пару лет этот бизнес был продан и семья будущего композитора перебралась в Париж. Отец рассчитывал, что Клод станет моряком, и не слишком заботился об образовании сына. Музыкальный талант у мальчика обнаружился почти случайно — в 1870 году началась Франко-прусская война и мать забрала Клода к тетке в Канны, где они находились до конца войны. Там Клод получил первые уроки игры на фортепиано, а по возвращении в Париж его наставницей стала Антуанетта Моте де Флёрвиль, которую (хотя это не точно) часто называют ученицей Фридерика Шопена. В 1872 году десятилетний Клод Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию.
Учеба не всегда легко давалась одаренному ребенку. Клоду нравилось импровизировать и сочинять музыку, не следуя правилам и условностям, для собственного удовольствия. Такой подход не находил понимания среди его преподавателей.
Нуждаясь в деньгах, юный музыкант занял должность домашнего пианиста и учителя музыки в доме знаменитой меценатки Надежды фон Мекк, подруги и покровительницы Петра Чайковского. С ее семьей он путешествовал по Швейцарии и Италии, а в 1881-82 годах жил в подмосковном имении Плещеево. В доме фон Мекк Клод познакомился с творчеством русских композиторов. Особенно на него повлияли Мусоргский и Римский-Корсаков, любовь к которым он пронес через всю жизнь. Однако вскоре Клоду пришлось оставить должность: музыкант влюбился в дочь Надежды Филаретовны, чем вызвал гнев покровительницы.
К 1884 году юноша был удостоен нескольких престижных музыкальных премий, включая Римскую премию — главную награду для деятелей искусства во Франции. Ее композитор получил за кантату «Блудный сын». Полученные средства позволили Дебюсси отправиться на учебу в Рим, откуда Клод вернулся во Францию в 1887 году большим поклонником творчества Рихарда Вагнера. Особенно Клода восхищала опера «Тристан и Изольда» — он знал ее наизусть. Но через пару лет Дебюсси пересмотрел свое мнение и назвал музыку немецкого композитора «прекрасным закатом, который мы приняли за рассвет». Из-за этого он даже поссорился с несколькими друзьями.
Касаясь струн
Свой собственный стиль Дебюсси описывал как «гибкий и способный адаптироваться к мечтам и фантазиями», а музыку он называл сочетанием лишь ритмов и цветов, считая все прочее «глупостями, придуманными бесчувственными болванами».
Современники же отмечали его совершенно особую манеру игры на фортепиано. «Казалось, что он играет прямо на струнах фортепиано, без помощи клавиш и молоточков. Педалями он пользовался как никто другой. В результате получалась чистая поэзия», — вспоминал композитор Альфредо Казелла.
Впрочем, при жизни творчество Дебюссии не всегда находило понимание у критиков и публики.
«Музыка начинается там, где слово бессильно»
Первые зрелые произведения Дебюсси были в основном камерными и вокальными. Он вдохновлялся творчеством художников-импрессионистов и поэтов-символистов. Особенно часто композитор писал музыку на стихи французского поэта Поля Верлена. Самым знаменитым их этих произведений стала третья часть «Бергамасской сюиты» под названием «Лунный свет» (Claire de lune).
«Бергамасская сюита» была создана в 1890-х, но в начале XX века Дебюсси существенно переработал это произведение
Своим новаторским подходом Клод Дебюсси заслужил звание первого импрессиониста от музыки. С картинами знаменитых художников-импрессионстов творчество Дебюсси роднят стремление передать мимолётные впечатления и тончайшие оттенки, а также любовь к живой природе и изменчивости пейзажа, свобода и легкость. Смелые и яркие гармонические решения французского композитора напоминают короткие и быстрые мазки его коллег-живописцев. В духе импрессионизма созданы его «Ноктюрны», состоящие из трех пьес: «Облака», «Празднества» и «Сирены», а также фортепианная сюита «Эстампы».
«Ноктюрны» Клода Дебюсси
Однако сам композитор не любил, когда его называли импрессионистом. Он считал себя свободным художником и был против любых ярлыков. «Музыка начинается там, где слово бессильно», — говорил Дебюсси.
Первым большим успехом Дебюсси стала симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна», написанная в 1894 году. В 1912-м Вацлав Нижинский поставил на ее основе одноактный балет для «Русских сезонов». Премьера оказалась неудачной: значительная часть критиков и публики сочла балет непристойным. Интересно, что самому композитору не понравился Нижинский. Дебюсси назвал его дикарем и порочным гением.
Превратности любви
Личная жизнь Дебюсси была весьма бурной Еще во время учебы в консерватории 18-летний композитор завел роман c богатой замужней певицей Мари-Бланш Ванье, которая стала его музой — Дебюссии написал для нее несколько песен. Отъезд музыканта в Рим разлучил пару. Когда Клод вернулся, мадам Ванье приняла решение прекратить их связь. Вскоре Дебюсси поселился на Монмартре и начал вращаться в богемных кругах. Тогда же его спутницей стала дочь портного Габриэль Дюпон, о которой биографы композитора, отличавшегося изрядной скрытностью, почти ничего не знают.
Пара жила в нужде: Дебюсси почти ничего не приносили его сочинения и уроки музыки, так что в основном они жили на заработки Габриэль. В 1894 году, не прерывая отношений с Дюпон, Дебюсси обручился с певицей Терезой Роже, но но та вскоре отказалась выходить за ветреного композитора. Однажды Габриэль нашла в кармане Клода записку, адресованную другой женщине, и в отчаянии попыталась застрелиться. К счастью, девушка осталась жива и даже еще некоторое время оставалась с Дебюсси — они окончательно разошлись в 1898-м, а годом позже Клод женился на натурщице Розали Тексье.
Спокойная и хозяйственная девушка понравилась друзьям и близким композитора, но ее молодости и красоты оказалось недостаточно, чтобы удержать Дебюсси, который вскоре влюбился в мать своего ученика, певицу и жену парижского банкира Эмму Бардак. Она ответила взаимностью, и в 1904 году Эмма и Клод сбежали из Парижа на север Франции, бросив своих супругов. Разбитая горем Розали попыталась застрелиться на городской площади. Ее, как и Габриэль, спасли (застрявшую в ее легком пулю, впрочем, извлечь так и не удалось), но эта история получила широкую огласку в газетах.
Скрываясь от скандала, Бардак и Дебюсси ненадолго уехали в Англию. В 1905 году у них родилась дочь Клод-Эмма, получившая ласковое прозвище Шушу. Поженились они только в 1908-м и оставались в браке вплоть до смерти композитора 10 лет спустя.
«Великая шестилетка»
Период 1903–1908 гг. называют «великим шестилетием» в творчестве Дебюсси. Переживания, связанные с его романом с Эммой Бардак, нашли отражение в нескольких произведениях композитора. Например, безмятежную радость влюбленного выражает фортепианная пьеса «Остров радости», а созданная практически одновременно пьеса «Маски» передает трагические мотивы. Обе пьесы были написаны под впечатлением от полотен художника Антуана Ватто.
«Остров радости», 1903-1904
Пианистка Маргерит Лонг отмечала явную автобиографичность пьесы «Маски». «Дебюсси был раздираем мучительными страстями, которые он предпочитал прикрывать иронией», — пишет она в книге «За роялем с Дебюсси».
Наиболее ярко талант композитора раскрылся в симфонической пьесе «Море», написанной Дебюсси во время пребывания в Англии. Это произведение состоит из трех «симфонических эскизов»: «От зари до полудня на море», «Игра волн» и «Диалог ветра и моря». Чтобы как можно точнее передать с помощью оркестра шум волн, автор использовал необычные приемы. Например, царапанье монетой по музыкальной тарелке.
На премьере в 1905 году парижская публика приняла пьесу холодно, критики ее тоже не оценили. Однако через три года Дебюсси сам дирижировал исполнением слегка доработанной пьесы, которую в этот раз ждал огромный успех.
«И вот опять „Море“; сколько же его можно слушать, видеть и вдыхать его воздух! И каждый раз это как в первый!.. Загадка, чудо воспроизведения подлинной природы, а может быть — магия!» — писал об этом произведении Клода Дебюсси в 1972 году пианист Святослав Рихтер.
Пьеса «Море»
В крупной форме Клод Дебюсси творил мало — ему не нравилось быть связанным действием, репликами и эмоциями персонажей. Единственная законченная опера композитора — «Пеллеас и Мелизанда», основанная на одноименной пьесе Мориса Метерлинка. Над ней Дебюсси трудился почти 10 лет. По сюжету принц Голо, внук короля, находит в лесу прекрасную плачущую девушку по имени Мелизанда. Он приводит ее в замок и женится на ней, но в красавицу влюбляется Пеллеас — младший брат Голо. В приступе ревности обманутый муж убивает брата и ранит жену, которая в итоге умирает после тяжелых родов.
За пару недель до премьеры оперы, намеченной на 30 апреля 1902 года между Дебюсси и Метерлинком случился скандал: драматург публично обвинил композитора в нарушении авторских прав, хотя ранее они согласовали внесение изменений в сюжет оригинальной пьесы. Со страниц газеты Figaro Метерлинк пожелал опере громкого провала. Дело в том, что изначально Мелизанду должна была играть любовница Метерлинка известная певица Жоржетта Леблан, но затем, по предложению директора театра Опера-комик, Дебюсси согласился передать роль молодой шотландской певице Мэри Гарден. Прекрасно исполненная, опера все же была холодно принята публикой, хотя после доработки вошла в репертуар многих оперных театров.
Дебюсси мечтал создать оперы по рассказам своего любимого писателя Эдгара По: «Черт на колокольне» и «Падение дома Ашеров». Но так и не воплотил эти замыслы — по его наброскам этих опер впоследствии были сделаны несколько реконструкций.
Последние годы
После триумфального дирижерского дебюта с пьесой «Море» Дебюсси много гастролировал. Не будучи по-настоящему умелым дирижером, он придавал собственным произведениям индивидуальную трактовку. Хотя Дебюсси не нравилось стоять за дирижерским пультом, его гастроли приносили хороший доход.
Композитор обожал свою дочь. В 1908 году он написал для Шушу цикл фортепианных пьес «Детский уголок», самой известной из которых стала «Колыбельная Джимбо», посвященная игрушечному слоненку девочки.
«Колыбельная Джимбо»
В середине последней пьесы цикла под названием «Кукольный кэк-уок», вдохновленной негритянской танцевальной музыкой, звучит знаменитый аккорд из оперы Вагнера «Тристан и Изольда» с ремаркой «с большим чувством». Так великий композитор с иронией вспомнил романтические увлечения своей юности.
В 1914 врачи диагностировали у Дебюсси рак толстой кишки. Несмотря на проблемы со здоровьем, в 1915-м он создал сюиту «По белым и черным» в память о погибших в Первой мировой войне друзьях. Также он начал работу над шестью сонатами, но закончил только три из них. Любимой дочери композитор посвятил свой последний балет «Ящик с игрушками», премьера которого состоялась в декабре 1919 года. Ее не увидел ни сам Дебюсси, который скончался 25 марта 1918-го, ни Клод-Эмма — дочь композитора умерла 16 июля 1919 года от дифтерии. Ее похоронили в могиле отца. Эмма Бардак скончалась в 1934 году.
После смерти Клода Дебюсси ему на смену пришли еще более смелые экспериментаторы, которые продолжили расширять границы в музыке. Влияние великого француза прослеживается в творчестве Белы Бартока, Оливье Мессиана, Игоря Стравинского и Мориса Равеля. Неудивительно, что музыковеды порой называют Дебюсси одним из отцов музыки XX века.
Тонкие и изящные, но в то же время простые произведения Клода Дебюсси остаются вечными, как сама природа, к мелодиям которой он прислушивался всю жизнь. В 1917 году, уже смертельно больной, стоя на прибрежной скале, он говорил: «Послушайте, слышите ли вы море? Море — это все, что есть наиболее музыкального…»