Психологи и медики из
Дружба в классическом понимании подразумевает наличие обязательных черт: это взаимные личные отношения между людьми, в которых они готовы делиться своим истинным характером и индивидуальностью. Дружбу в соцсетях, которую заводят инфлюэнсеры с подписчиками, психология характеризует как фальшивую.
Пользователи соцсетей поддерживают инфлюэнсера и чувствуют к нему близость. Предыдущие исследования показали, что подписчики демонстрируют сильные чувства подлинной дружбы и доверия к таким знаменитостям.
В новом исследовании команда ученых пригласила 30 волонтеров и с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) записала активность их мозга при упоминании имен разных людей:
друзей и близких из реальной жизни;
любимых блогеров, на которых они были подписаны;
«недрузей» — настоящих знакомых, к которым они не испытывали никаких чувств.
На основе полученных данных активности ученые рассчитали потенциалы, связанные с событиями, — ERP.
Результаты показали, что на начальном этапе обработки информации в левой лобно-височной области мозг проявляет одинаковую активность в ответ на имена настоящих друзей и на имена «просто знакомых». И оба эти вида отличаются от активности в ответ на имена блогеров. На более позднем этапе — в левой и правой лобной и височно-теменной областях — активность также кардинально различалась при упоминании имен реальных и виртуальных друзей.
«В целом, имена настоящих друзей вызывали самые высокие уровни активации мозга. Результаты — объективное эмпирическое доказательство того, что человеческий мозг четко различает инфлюэнсеров или других знаменитостей и близких людей из реальной жизни, хотя субъективные чувства близости и доверия могут быть схожими», — подводят итоги авторы
Ранее психологи выяснили, почему умные и образованные люди иногда распространяют в соцсетях очевидную ложь.