В октябре 2021 года на основной сцене Государственного академического театра им. Моссовета состоялась премьера спектакля «Жестокие игры» — первой постановки нового художественного руководителя театра Евгения Марчелли. Корреспондент «Вокруг света» поговорил с режиссером о пьесе, бесплодной жизни горожанина и возможности искренности в современном мире.
Написанная в 1978 году, пьеса «Жестокие игры» Алексея Арбузова приобрела широкую известность в первую очередь благодаря знаменитому спектаклю Марка Захарова в «Ленкоме». После чего в 1980-е была частым гостем на многих сценах страны. Но и сегодня тема поиска молодыми людьми себя и своего места в мире по-прежнему привлекает внимание режиссеров.
Спектакль Театра Моссовета — это разговор об инфантильности современного человека, утратившего способность различать границы между добром и злом, проявлять сочувствие и просто радоваться жизни. Обитающие в агрессивной среде герои жестоки не только по отношению к окружающим, они жестоки и безразличны и по отношению к самим себе. В спектакле заняты заслуженные артисты РФ Ирина Климова, Александр Яцко, Виталий Кищенко, Лариса Кузнецова, Андрей Межулис, Александр Бобровский, а также Нил Кропалов и другие молодые актеры Театра им. Моссовета.
Почему вы решили поставить первой на большой сцене именно пьесу Алексея Арбузова?
Во-первых, потому что она мне просто нравится. Во-вторых, болевые точки Арбузова совпадают с моим сегодняшним ощущением жизни.
Насколько близка постановка к оригинальному тексту Арбузова?
Абсолютно близка. Все основные сюжетные линии сохранены. Мы чуть-чуть ушли от советских примет времени в некоторое безвременье.
Насколько понятны «Жестокие игры», на ваш взгляд, современному зрителю?
Современный зритель — он очень разный. В зал театра Моссовета приходят 800 человек и смотрят 800 разных спектаклей с разным личным отношением. Я могу сказать, что знаю только одного современного зрителя — самого себя. Мне эта история понятна.
Почему вы сделали героев настолько отчаянно одинокими? Особенно они кажутся такими, когда исполняют All I need is your love tonight.
Мы живем в мегаполисах, огромных скоплениях людей, не замечая друг друга. Целые поколения вырастают одинокими людьми. Не я их сделал такими, а жизнь нас делает такими. Мы отдаляемся друг от друга, причиняем боль, и при всем этом хотим быть любимыми.
В тексте Арбузова сквозит антитеза бессмысленной и бесплодной жизни горожанина и жизни тайги. Как она переродилась в вашем спектакле?
Такая постановка вопроса была, наверное, более актуальна в советское время. Для меня тема город/тайга не является центральной. Вообще, мы с художником спектакля Анастасией Бугаевой минимизировали бытовые детали, чтобы выделить главное: отношения между влюбленными, друзьями детства, родителями и детьми, мужем и женой.
Есть ли в героях искренность?
Что такое искренность и как она выражается? Я знаю только одно: все хотят искренне любить, искренне быть любимыми и быть счастливыми. А как это проявляется, это очень индивидуально.
Довольны ли вы спектаклем?
Я доволен процессом его создания и теми отношениями, которые сложились во время работы. По поводу конечного результата — как всегда, получилось то, что получилось. Всегда имеет место быть и сомнение, и неудовлетворенность, и переживания. В общем, это комплексное отношение.
Спектакль во многом кинематографичен, в нем много вспышек, переходов, визуальных экспериментов. Всматриваетесь ли вы в мир кинематографа?
Безусловно. Я вырос, как и все люди моего поколения, на замечательном кино — советском, мировом, итальянском.
Над чем вы работаете сейчас?
«Гамлет». Я никогда не работал с этой пьесой, поэтому мне вдвойне интересно пройти этот путь. Премьера запланирована на 2022 год.
Биография
Евгений Марчелли
Художественный руководитель Театра им. Моссовета, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии «Золотая маска»
В 1981 году окончил актерский факультет Ярославского театрального училища, в 1986-м — режиссерский факультет Театрального училища имени Б.В. Щукина.
С 1981 по 1985 год — актер Брянского театра юного зрителя.
В 1985 году после постановки дипломного спектакля «Остров» Э. Акопова в Калининградском областном театре юного зрителя «Молодёжный» г. Советска (ныне «Тильзит-театр») назначен режиссером-постановщиком театра, а с 1991-го — художественным руководителем театра.
1998–1999 гг. — главный режиссер Театра драмы Калининграда, после чего опять вернулся в Советск.
С 2003 года — главный режиссер «Тильзит-театра».
В 1996 и 2000 гг. — режиссер-постановщик в академическом театре имени Евг. Вахтангова в Москве.
В 2003–2008 гг. — главный режиссер Омского академического театра драмы.
В 2008–2010 гг. — главный режиссер Театра драмы Калининграда.
С 2010 г. — режиссер-постановщик, с 2011 по 2019 г. — художественный руководитель Ярославского театра драмы имени Федора Волкова.
С сентября 2020 г. — художественный руководитель театра имени Моссовета.
Поставил более 70 спектаклей. Многократный номинант премии «Золотая маска».