Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Исчезнувшие за горизонтом: 4 знаменитых путешественника, которые пропали без вести в опасных экспедициях

Энтузиасты пытаются пролить свет на их судьбу спустя десятки и даже сотни лет после исчезновения первооткрывателей

20 марта 20241

Они отправились в путь, чтобы совершить великие открытия, но обрели небытие. Никто не знает, где находятся их могилы. Их искали, долго и напряженно, но поиски не увенчались успехом. Тайна их исчезновения до сих пор волнует тысячи романтиков и пытливых натур по всему миру. Vokrugsveta.ru вспоминает знаменитых путешественников, которые буквально растворились в неизвестности.

Исчезнувшие за горизонтом: 4 знаменитых путешественника, которые пропали без вести в опасных экспедициях
Источник:

Louis le Breton, Public domain, via Wikimedia Commons

Тайна последнего пристанища Лаперуза

Французскую кругосветную экспедицию под началом графа Жана-Франсуа де Гало де Лаперуза преследовали неудачи — до такой степени, что ее участники, суеверные, как все моряки, начали думать, что их кто-то проклял.

Исчезнувшие за горизонтом: 4 знаменитых путешественника, которые пропали без вести в опасных экспедициях

Жан-Франсуа де Гало де Лаперуз

Источник:

Geneviève Brossard de Beaulieu, Public domain, via Wikimedia Commons

Члены этой экспедиции числом в 223 человека отплыли из Бреста 1 августа 1785 года на фрегатах «Буссоль» и «Астролябия» для поиска неизвестных европейцам земель в Тихом океане. Обогнув в феврале 1786 года мыс Горн и войдя в Тихий океан, Лаперуз прошел вдоль чилийского побережья, повернул к острову Пасхи, оттуда к Гавайям, а далее направился к Аляске.

Аляски французы достигли в той же точке, где за сорок пять лет до Лаперуза побывал Витус Беринг, а оттуда экспедиция двинулась на юг вдоль североамериканского побережья. Здесь экспедицию постигла первая крупная трагедия: баркас и две шлюпки, отправленные для обследования бухты на юго-востоке Аляски (ныне это бухта Литуйя), попали в зону сильнейшего прибрежного течения и были поглощены ревущей пучиной. Так Лаперуз потерял 21 спутника.

Добравшись до калифорнийского залива Монтерей, французы двинулись к Филиппинам, а весной 1787 года приступили к обследованию берегов Восточной Азии. Лаперуз нанес на карту побережье Восточно-Китайского и Японского морей, а в конце концов экспедиция поднялась на север до Сахалина. Лаперуз предположил, что Сахалин соединяется с материком — эту его ошибку только через 62 года исправил Геннадий Невельской.

Впоследствии Лаперуз посетил Камчатку, а оттуда отплыл на юг — в Океанию, где в декабре 1787-го посетил архипелаг Самоа. Тут путешественников настиг еще один удар: они имели несчастье поссориться с тамошними туземцами и вступили с ними в стычку. В завязавшемся бою погибли 12 французов, в том числе Поль Флёрио де Лангль — капитан «Астролябии». Положение экспедиции очень осложнилось — нехватка людей затрудняла нормальное управление парусными кораблями. Но Лаперуз не собирался сдаваться — он еще не выполнил всю программу исследований, порученную ему в Париже.

«Буссоль» и «Астролябия» отплыли к берегам Австралии и в конце января 1788 года бросили якорь в заливе Ботани. Там французы встретились с английской флотилией, доставившей в Австралию партию каторжников. Из основанного англичанами поселения Порт-Джексон Лаперуз в феврале 1788 года отправил донесение, в котором сообщал, что намеревается посетить острова Меланезии, затем Новую Голландию и идти к ближайшему французскому владению — острову Иль-де-Франс (Маврикий) в Индийском океане. После этого экспедиция покинула Порт-Джексон и пропала без вести. Единственным выжившим ее участником оказался молодой дипломат Жан-Батист Бартелеми де Лессепс, которого Лаперуз, еще будучи в Петропавловске-Камчатском, отправил в Париж с донесениями.

Исчезнувшие за горизонтом: 4 знаменитых путешественника, которые пропали без вести в опасных экспедициях

Последнее донесение Лаперуза о ходе экспедиции

Источник:

Fanny Schertzer via Wikimedia Commons

Год проходил за годом, а Лаперуз не возвращался. Его исчезновение стало одной из главных загадок столетия: по легенде даже французский король Людовик XVI, стоя перед гильотиной, интересовался у палача, нет ли вестей от Лаперуза.

На поиски в 1791 году была отправлена на двух кораблях экспедиция под началом контр-адмирала Антуана де Брюни д’Антркасто. Она посетила Австралию, Новую Зеландию и ряд островов тихоокеанской Полинезии и Меланезии. Между прочим, д’Антркасто проплыл и в непосредственной близости от меланезийского острова Ваникоро (ныне входит в состав государства Соломоновы Острова), но не стал там высаживаться. Поиски оказались безуспешными, а сам д’Антркасто 21 июля 1793 года скончался от цинги. Он так и не узнал, что от выполнения цели порученной ему миссии его отделял один-единственный незначительный шаг — достаточно было высадиться на Ваникоро. 

Первым завесу тайны удалось приоткрыть английскому торговцу Питеру Диллону, оказавшемуся в 1826 году на острове Тикопиа из архипелага Санта-Крус. Там он купил у туземцев гарду от эфеса шпаги и узнал, что те из них, кто плавал в последнее время на Ваникоро, привозили оттуда множество европейских вещей. При первой возможности Диллон сам выбрался на Ваникоро, куда прибыл летом 1827-го. На острове торговец обнаружил множество артефактов, неопровержимо свидетельствующих, что экспедиция Лаперуза погибла именно здесь, включая бронзовые пушки и корабельный колокол с надписью «Меня отлил Базен, Брест 1785».

Вскоре у Ваникоро бросил якорь французский корвет, которым командовал капитан Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль. Прибывшие моряки с жаром подключились к поиску вещей, оставленных пропавшей экспедицией и совершили еще немало находок. Впоследствии некоторые из найденных вещей опознал тот самый Бартелеми де Лессепс. Но что произошло с самим Лаперузом и его людьми? Из рассказов туземцев следовало, что «Буссоль» и «Астролябия» налетели на рифы, окружавшие Ваникоро, но часть плывших на них людей спаслась.

Исчезнувшие за горизонтом: 4 знаменитых путешественника, которые пропали без вести в опасных экспедициях

Найденная на Ваникоро посуда с фрегата «Буссоль»

Источник:

Laurent Lange via Legion Media

Уцелевшие французы начали строить из обломков своих фрегатов маленькое суденышко, на котором они рассчитывали добраться до ближайшего европейского поселения. Далее они разделились — некоторые, видимо изнуренные болезнями, не захотели покинуть остров. Последний из французских моряков, оставшихся на Ваникоро, умер незадолго до появления там Диллона.

Судьба же тех, кто отплыл на построенном ими суденышке (возможно, среди них был и сам Лаперуз) остается неизвестной и по сей день. Ясно лишь то, что все они где-то погибли. В романе Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» капитан Немо обнаруживает следы этого кораблекрушения у Соломоновых островов. Как же оно было на самом деле, мы вряд ли когда-нибудь узнаем…

Куда исчез коммандер Фрэнсис Крозье?

Трагическая эпопея кораблей «Эребус» и «Террор», отправившихся в 1845 году под началом сэра Джона Франклина на поиски Северо-Западного прохода у берегов Канада — это, без сомнения, самая известная из пропавших экспедиций. Многие, наверное, смогут вспомнить, как в детстве их пальцы деревенели от воображаемого холода при чтении о лишениях, выпавших на долю экипажей этих двух злосчастных кораблей.

Исчезнувшие за горизонтом: 4 знаменитых путешественника, которые пропали без вести в опасных экспедициях
Отплытие «Эребуса» и «Террора». Иллюстрация из газеты The Illustrated London News. 1845 год
Источник:

Daten der Weltgeschichte, S. 623, Public domain, via Wikimedia Commons

129 человек, плывших на «Эребусе» и «Терроре», исчезли в ледяном безмолвии. Экспедицию Франклина напряженно искали на протяжении десятилетий, о ней написаны сотни статей и десятки книг, в том числе блестящий роман Дэна Симмонса «Террор». Однако мы до сих пор не знаем главной тайны, связанной с этой экспедицией — какова была судьба нескольких десятков ее участников, проживших дольше остальных. Где, когда и при каких обстоятельствах они встретили свою гибель?

Исчезнувшие за горизонтом: 4 знаменитых путешественника, которые пропали без вести в опасных экспедициях

Джон Франклин

Источник:

Dibner Library Portrait Collection, Public domain, via Wikimedia Commons

Поисковые экспедиции находили разрозненные обломки, вещи пропавших моряков, человеческие кости, на которых остались следы зубов. В 2014 году подводные археологи отыскали на дне «Эребус», а в 2016-м — и «Террор». В 2022 году исследователи провели обследование останков «Эребуса» и подняли с него 275 артефактов.

Однако до сих пор точно не известны обстоятельства смерти большей части моряков, бросивших корабли и попытавшихся идти на юг. Где-то они все сгинули — но когда и как? О смерти Франклина известно из найденной записки: он упокоился 11 июня 1847 года у острова Кинг-Уильям, близ которого оба корабля намертво вмерзли в лед — скончался он в ходе третьей зимовки. Но как погибли капитаны Фрэнсис Крозье и Джеймс Фитцджеймс, командовавшие «Террором» и «Эребусом» соответственно? Где лежат кости всех остальных?

В особенности представляет интерес судьба именно Крозье. Этот ирландец, многоопытный моряк и ученый (Крозье был известен своими работами по земному магнетизму), принял начальство над экспедицией после смерти Франклина. Весной 1848 года он решил оставить затертые льдом корабли и пробиваться с уцелевшими членами экипажа (на тот момент от невзгод и лишений погибли 24 моряка) к материковому побережью Канады — к реке Бак. Эта информация дошла до нас благодаря записке, оставленной Крозье и Фитцджеймсом на острове Кинг-Уильям и обнаруженной в 1859 году поисковой экспедицией Фрэнсиса Мак-Клинтока.

Исчезнувшие за горизонтом: 4 знаменитых путешественника, которые пропали без вести в опасных экспедициях

Фрэнсис Крозье

Источник:

Wikimedia Commons

Это была отчаянная попытка спастись: чудовищный по своим лишениям поход через льды, муки голода, каннибализм, безумие… Вероятно, 30-40 участников экспедиции все же достигли материка, где, видимо, и скончались от холода и голода. На острове Кинг-Уильям и на северном побережье Канады было обнаружено несколько могил и множество непогребенных человеческих останков (некоторых из них удалось опознать благодаря методам современной науки), но некоторые из людей Франклина словно бы растворились. В сказаниях инуитов упоминаются блуждающие полупризрачные «каблуны» — отчаявшиеся выжившие из числа британских моряков.

Есть предположение, что кое-кто из них прожил еще достаточно долго — благодаря знакомству с эскимосами, приютившими этих бедняг. Но они окончательно потеряли надежду когда-либо добраться до соплеменников и больше таких попыток не предпринимали.  Много позже были записаны рассказы туземцев о том, что где-то между 1852-м и 1858 годами двое англичан — одним из них якобы был сам Крозье — оказались замечены близ эскимосской деревни, ныне известной под названием Бейкер-Лейк.

В 1948 году писатель и путешественник Фарли Моуэтт якобы нашел в 400 километрах (расстояние по местным меркам не очень большое) к северу от Бейкер-Лейк «очень старую пирамиду, не похожую на обычные эскимосские строения». Внутри нее лежали обломки деревянного короба, скрепленного методом «ласточкиного хвоста», который применяли европейцы, но никак не эскимосы.

Дэн Симмонс в «Терроре» предлагает такой вариант судьбы Крозье: он женится на эскимоске, заводит детей и остается жить среди своего нового народа. Разумеется, это писательский вымысел. Но до тех пор, пока кто-то достоверно не доказал обратное, версия о выжившем Крозье тоже имеет право на существование. Чисто по-человечески очень хочется надеяться, что хоть кому-то из двух многострадальных экипажей удалось избежать мучительной гибели…

Нашел ли Перси Фосетт свой «город Z»?

Британский отставной полковник Перси Фосетт положил жизнь на поиски мифических древних городов, затерянных, как он был убежден, в южноамериканской сельве. Его вдохновляли легенды об Эльдорадо и описание таинственного города в рукописи, найденной в 1839 году в запасниках придворной библиотеки бразильского императора (так называемая «Рукопись 512»).

Исчезнувшие за горизонтом: 4 знаменитых путешественника, которые пропали без вести в опасных экспедициях

Страница «Рукописи 512»

Источник:

Wikimedia Commons

В этом документе, составленном около 1754 года, рассказывалось о странствиях по внутренним неисследованным районам Бразилии отряда бандейрантов (охотников за рабами и сокровищами). Они искали золотые и серебряные рудники, якобы находящиеся в области Мурибека, а наткнулись в затерянной среди гор долине на брошенный людьми город с загадочными надписями на стенах зданий. Он поразил бандейрантов великолепными зданиями, портиками, арками, колоннами и барельефами, а в его окрестностях отыскались месторождения серебра и золота.

Обнародование этих сведений вызвало настоящий переполох — на поиски затерянного города, без сомнения набитого сокровищами, устремились авантюристы всех мастей. Однако все экспедиции вернулись ни с чем и первоначальный энтузиазм сменился разочарованием и скептицизмом. В начале XX века Перси Фосетт был одним из немногих, кто продолжал верить в существование «города Z», как он его называл, где-то на территории бразильского штата Мату-Гросу.

Фосетт, кстати, предполагал, что таких городов как минимум два — он считал их остатками доисторической цивилизации, созданной выходцами из Атлантиды. Возможно, на его суждения влияла дружба со знаменитым писателем Генри Райдером Хаггардом, в творчестве которого тема затерянных городов играет значительную роль. Однажды Хаггард подарил Фосетту статуэтку — человеческую фигурку в десять дюймов, высеченную из куска черного базальта и держащую на груди пластину, испещренную иероглифами. Те, кому довелось подержать ее в руках, рассказывали, что она оказывает на человека странное электризующее воздействие. Хаггард приобрел фигурку в Бразилии — и Фосетт был свято уверен, что ее создали в Атлантиде.

Исчезнувшие за горизонтом: 4 знаменитых путешественника, которые пропали без вести в опасных экспедициях

Перси Фосетт, 1911 год

Источник:

User Daniel Candido on pt.wikipedia, Public domain, via Wikimedia Commons

Перси Фоссет совершил несколько путешествий в бразильские джунгли. Во время одного из них он в 1925 году и пропал вместе с двумя спутниками — сыном Джеком и его другом. Последнее сообщение от них поступило с берегов реки Шингу, юго-восточного притока Амазонки. С тех пор судьба Фосетта и его спутников служит предметом многочисленных гипотез, предположений и спекуляций. И до сих пор остается загадкой, ибо поисковые экспедиции результата не принесли.

Естественно, возникло предположение, что троих англичан убили индейцы. Другая версия — все трое умерли в джунглях от тропических болезней. Разумеется, есть и куда более экзотическая гипотеза: Фосетт потерял память и стал вождем племени людоедов.

В 1927 году индейцы нашли в джунглях табличку с именем Фосетта, а в 1933 — принадлежавший ему компас. Но это никак не прояснило судьбу самих путешественников. В 1951 году активист бразильской «Службы защиты индейцев» Орландо Виллаш Боаш обнаружил кости, которые, по его мнению, могли принадлежать Перси Фосетту, но это предположение впоследствии не подтвердилось. А поскольку в 1979 году в одном ломбардов обнаружили кольцо с печаткой Фосетта, возникло предположение, что его со спутниками убили бандиты, которые забрали их имущество и выбросили тела путешественников в реку.

В 2004 году британская пресса опубликовала предположение, что Фоссет якобы и не собирался возвращаться — дескать, он основал странный теософский культ и собирался создать коммуну в джунглях. Но все это не более чем предположения. Романтики предпочитают думать, что Перси Фосетт отыскал свой «город Z», да так там и остался.

Где могила Леваневского?

Сигизмунд Александрович Леваневский был советским летчиком, мастером своего дела. Он совершил несколько сверхдальних перелетов и еще при жизни прославился своими подвигами. До поры судьба хранила Леваневского, позволяя ему выпутываться из самых опасных передряг.

Исчезнувшие за горизонтом: 4 знаменитых путешественника, которые пропали без вести в опасных экспедициях

Сигизмунд Леваневский

Источник:

Моисей Селиверстов, Public domain, via Wikimedia Commons

12 августа 1937 года Леваневский на борту экспериментального сверхдальнего четырехмоторного бомбардировщика ДБ-А с бортовым номером Н-209 вылетел из Москвы в Фэрбанкс (штат Аляска, США). В полете, маршрут которого пролегал через Северный полюс, Леваневского сопровождали второй пилот Николай Кастанаев, штурман Виктор Левченко, радист Николай Галковский, а также бортмеханики Николай Годовиков и Григорий Побежимов.

Радиоконтакт с Н-209 поддерживался до момента, когда самолет достиг Северного полюса. 13 августа в 14:49 по московскому времени связь прервалась. В одной из последних радиограмм Леваневский сообщил: «Отказал правый крайний из-за маслосистемы. Идем на трех, тяжело. Идем в сплошных облаках. Высота 3600». Последнее сообщение летчика гласило: «48 3400 92». Это означало: «Предполагаем совершить посадку в… 3400 Леваневский».

Есть еще не вполне подтвержденные сведения о двух более поздних радиограммах. Одна из них («Идем на трех, снизились, вижу ледяные горы») якобы была принята неким радиолюбителем на советском Крайнем Севере 13 августа около 22:00. Другая же, принятая находившимся в Охотском море теплоходом «Батум» аж 30 сентября, содержала букво-цифросочетание «лат 83-Норд лонг 179 вест РЛ» (координаты точки в Северном Ледовитом океане и позывной Леваневского).

Исчезнувшие за горизонтом: 4 знаменитых путешественника, которые пропали без вести в опасных экспедициях

Самолет Леваневского

Источник:

SDASM Archives, Public domain, via Wikimedia Commons

Поиски экипажа Н-209 организованные как в СССР, так и в США, результатов не дали. Согласно одной из версий, самолет Леваневского смог-таки добраться до северного побережья США. Дело в том, что 13 августа 1937 года эскимосы, находившиеся на острове Бартер в море Бофорта у северного берега Аляски, слышали шум, похожий на тот, что издает летательный аппарат. 14 же августа радиостанции Анкориджа уловили загадочное сообщение: «Не имеем ориентировки. Затруднения с передатчиком».

Утверждалось, что эскимосы видели какой-то самолет, рухнувший в море Бофорта между островами Тетис и Спай, в нескольких милях от материкового берега Аляски. В конце 1980-х и начале 1990-х там были предприняты поиски, ход которых журнал «Вокруг света» освещал на своих страницах. Следов Н-209 и находившихся на его борту людей найти не удалось.

В марте 1999 года сотрудник американской Службы по управлению полезными ископаемыми в Анкоридже Дэннис Тёрстон увидел на мелководье залива Кемдэн (между заливом Прудо и поселком Кактовик на острове Бартер) какие-то обломки. Но следующие попытки обнаружить их успехом, увы, опять не увенчались…

Существует и менее популярная версия, которая гласит, что самолет отклонился от курса и упал в Якутии близ озера Себян-Кюёль. В январском номере «Вокруг света» за 1981 год было опубликовано письмо вертолетчика Евгения Попова, утверждавшего, что летом 1965 года, прогуливаясь по берегу этого озера, он обнаружил плиту с надписью: «Здесь 13 августа 1937 г. в результате катастрофы самолета Н-209 погиб экипаж…» Далее можно было разобрать лишь одну фамилию: Леваневский. Некий местный житель поведал, что когда-то давно в озеро действительно упал самолет. Следов его так и не нашли — сегодня эта версия выглядит более чем сомнительной и поддерживается в основном людьми с твердой репутацией лжеученых.

Исчезнувшие за горизонтом: 4 знаменитых путешественника, которые пропали без вести в опасных экспедициях

Сигизмунд Леваневский во время подготовки к перелету через Северный полюс, 1935 год

Источник:

Mikhail Mikhaylovich Kalashnikov, Public domain, via Wikimedia Commons

Есть еще предположение, что Леваневский дотянул до Элсмира — самого северного из островов Канадского архипелага — и совершил там посадку на ледовый шельф. Далее летчик и его спутники полтора месяца пытались выйти с кем-нибудь на связь, ожидая помощи, пока не умерли от голода и холода.

1 февраля 2013 года экспедиция Русского географического общества наткнулась на Ямале на обломки неизвестного самолета. Тут же возникло предположение, что это Н-209, но оно не подтвердилось.

Опытные полярники с самого начала предположили, что Н-209 погубило обледенение. Скорее всего, резко отяжелевший самолет рухнул, пробил лед и ушел на дно. Но все же нельзя исключать, что Леваневскому удалось дотянуть до какого-то из полярных островов. Быть может, исследователей тех мест еще ожидает поразительная находка…

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения