30 января 1979 года над Тихим океаном исчез грузовой лайнер Boeing 707-323С бразильской авиакомпании VARIG, выполнявший рейс по маршруту Токио — Лос-Анджелес — Рио-де-Жанейро. Вместе с ним без вести пропали шесть членов экипажа и весьма специфический груз. Последнее обстоятельство привлекло и до сих пор привлекает большое внимание любителей конспирологии. Рассказом об этом действительно загадочном происшествии Vokrugsveta.ru завершает небольшой цикл материалов о таинственно исчезнувших самолетах.
Везучий пилот и ценный груз
Boeing 707 — один из первых в мире реактивных авиалайнеров. Всего с 1957 по 1979 год было выпущено свыше тысячи разных гражданских и военных модификаций этой модели. Из них в авиапроисшествиях были потеряны 174 борта, а некоторое количество Boeing 707 эксплуатируется армиями разных стран по сей день.
К началу 1979 года самолет Boeing 707-323С с регистрационным знаком PP-VLU эксплуатировался уже около 13 лет — за все это время с ним не случилось ничего серьезного. В очередном рейсе, назначенном на 30 января, самолету предстояло перевезти из Японии в Бразилию 53 картины художника Манабу Мабе. Этнический японец, он в десятилетнем возрасте переехал с родителями в Бразилию. В 1978 Мабе, будучи уже признанным мастером, отправил лучшие свои полотна на выставку на родину — и вот теперь картины возвращались домой.
На борт PP-VLU поднялись шесть пилотов вместо трех — поскольку перелет предстоял длинный, после прибытия в Лос-Анджелес места в кабине должен был занять сменный экипаж.
Командира этого воздушного судна, 55-летнего Жилберту Араужу да Силва, считали везунчиком, родившимся в рубашке. Дело в том, что да Силва оказался одним из немногих, кому удалось выжить в катастрофе бразильского Boeing 707 близ Парижа 11 июля 1973 года. Самолет, прибывший из Рио-де-Жанейро, при подлете к французской столице оказался охвачен пожаром — причиной, видимо, стало возгорание бумажных одноразовых полотенец в одном из туалетов.
Да Силва сумел осуществить жесткую посадку, но к тому времени почти все пассажиры и и часть экипажа погибли, надышавшись угарным газом. Всего тогда расстались с жизнью 123 человека, среди которых были в том числе и известные люди — политики и деятели шоу-бизнеса. Однако к самому да Силве никаких нареканий не было — напротив, его хвалили за то, что он направил охваченный огнем самолет подальше от густонаселенных пригородов Парижа. Хотя некоторые втихомолку шептались, что, дескать, на этом человеке теперь лежит тень трагедии, и лучше бы его вообще отстранить от полетов…
Короткий полет
В свой последний рейс да Силва отправился с опозданием в несколько часов. Виной тому стала затянувшаяся погрузка картин и — по некоторым источникам — какого-то «промышленного оборудования», увеличившего взлетную массу Boeing 707 до предельной 151 тонны.
В 20:23 по местному времени «Боинг» вылетел из международного аэропорта Нарита. Через 22 минуты да Силва сообщил, что полет проходит в нормальном режиме. Следующий сеанс связи, назначенный на 21:23, не состоялся, эфир молчал.
Начало поисков отложили до рассвета. Затем в течение восьми дней спасательные самолеты и корабли прочесывали Тихий океан в районе предполагаемого падения самолета, но не нашли и следа пропавшего «Боинга». Не удалось отыскать и свидетелей, которые видели или хотя бы слышали самолет в небе в тот вечер.
Теории разумные и не очень
На сегодняшний день версии, объясняющие пропажу грузового «Боинга», делятся на одну, так сказать, «нормальную» и несколько конспирологических. Обыденная и больше всего похожая на правду теория предполагает, что еще до взлета у PP-VLU возникла не замеченная во время технического осмотра неисправность, которая привела к медленной разгерметизации. Прежде чем члены экипажа поняли, что происходит, они потеряли сознание. Однако контролируемый автопилотом самолет продолжал полет по первоначально намеченному курсу. Выполнить корректировку чтобы лечь на лос-анджелесское направление, было некому — и лайнер улетел куда-то на северо-восток. Возможно, он достиг Аляски, где после исчерпания топлива и упал в каком-то далеком от цивилизации районе.
Сторонники этой версии ссылаются на катастрофу Boeing 737 кипрской компании Helios Airways близ Афин 14 августа 2005 года, в которой погиб 121 человек. Тогда из-за разгерметизации кабины пилоты впали в беспамятство, что и стало причиной трагедии.
Однако, по мнению «желтых» изданий, подобная версия слишком прозаична — падкие на сенсации журналисты начали выдумывать теории попричудливее. Одни писали, что, мол, PP-VLU из-за навигационной ошибки (а может и по принуждению — тут зависело от буйства воображения рассказчика) оказался над советской территорией и был либо сбит, либо вынужден приземлиться, а летчики, надо полагать, сгинули в застенках КГБ.
Поводом для появления таких рассказов стал инцидент, произошедший 20 апреля 1978 года, когда в условиях холодной войны советские истребители обстреляли и вынудили сесть южнокорейский «Боинг», вторгшийся в воздушное пространство СССР и находившийся над Карелией — тогда погибли двое человек. Однако оставшимся 107 пассажирам и членам экипажа оказали помощь и пересадили на другой лайнер, доставивший их по назначению. (В 1983 году похожий инцидент обернулся страшной трагедией — сбитый советским истребителем неподалеку от Сахалина Boeing 747, принятый за самолет-разведчик, упал в проливе Лаперуза, все 269 человек, находившиеся на его борту, погибли.)
Есть похожая версия, но покруче: якобы советская разведка выяснила, что на PP-VLU перевозились секретные детали истребителя МиГ-25, в 1976-м угнанного в Японию летчиком-перебежчиком Виктором Беленко. Сам похищенный истребитель вернули СССР в том же году, но «Боинг», по мнению конспирологов, вез в США снятые с него коды советской системы опознания «свой-чужой». Правда, на вопрос о том, зачем эти коды не отправили в США сразу же, а держали в дружественной американцам Японии более двух лет, конспирологи ответа не дают.
Наконец, вариант, наиболее излюбленный «желтушными» авторами, — самолет угнан по заданию неких безумных коллекционеров, охотившихся за картинами Манабу Мабе. Но если эти коллекционеры были столь обеспечены, что смогли оплатить угон «Боинга», то не проще ли было купить картины у автора? Тем более, что общая их стоимость оценивалась примерно в 1,2 млн долларов — не такая уж большая сумма для крупного коллекционера даже по меркам 1979 года.
Так или иначе, ни одна из «украденных» картин так потом и не всплыла в чьей-либо коллекции. Что же касается самого художника, то Манабу Мабе очень горевал. Еще бы — в одночасье лишиться большей части своего творческого багажа! Кое-что он потом попытался восстановить, но, понятное дело, написать заново все утерянные картины не смог. Кстати, не факт, что они безвозвратно потеряны для человечества. Если обломки PP-VLU и в самом деле лежат где-нибудь на Аляске под слоем льда и снега, то шанс на новое обретение этих картин еще остается…