За сто с лишним лет кинематограф проделал огромный путь: в конце XIX века первые зрители испытывали детский восторг при виде «немых» короткометражек на импровизированных экранах из белой ткани, а сегодняшних кинолюбителей не удивляют даже невероятные спецэффекты, которыми можно насладиться в оборудованных по последнему слову техники залах кинотеатров. А всего несколько десятилетий назад во многих странах кинотеатры были передвижными — так новинки кинопроката сами добирались до зрителя. Особая культура так называемых кинопередвижек сформировалась в СССР.
Передвижной кинотеатр в СССР
В Советском Союзе телевидение и радио были доступны не всем, особенно — жителям сельской местности. Кинотеатры строились прежде всего в крупных и средних городах, а жителям глубинки приходилось добираться до них по несколько часов. Проблему доступа населения к «важнейшему из искусств» решали с помощью передвижных кинотеатров.
«Передвижки», как называли их в народе, колесили по маленьким городкам и деревням, пионерским лагерям и рабочим предприятиям. Киномеханик, он же водитель чудо-машины, был там самым желанным гостем и главным аниматором.
Передвижные кинотеатры различались по способу демонстрации картин. Первый тип представлял собой обычный автомобиль или автобус, перевозящий необходимую аппаратуру, пленки с фильмами и белую простыню-экран. Технику привозили на нужное место, выгружали, устанавливали и начинали показывать фильм в подходящем помещении или прямо под открытым небом — зрители собирались со своими стульями. Второй тип кинопередвижки — это кинотеатры на колесах, в которых зрительный зал и экран находились непосредственно внутри транспортного средства.
Кинопередвижки стали одним из символов советской эпохи. Образ кинотеатра на колесах встречался в фильмах, например, в «Королеве бензоколонки» и в «Мимино». В последнем «передвижка» вообще была летающей, поскольку герой возил проектор на вертолете, а заодно и синхронно переводил фильмы для жителей горных грузинских сел.
Кино и пропаганда
После революции 1917 года киноискусство стало одним из важнейших инструментов советской пропаганды как в сельской местности, так и на фронтах начинавшейся Гражданской войны. В 1919 году режиссер Борис Светлов и оператор Владимир Лемке сняли фильм «Пролетарград на страже революции», который в форме доклада объяснял малограмотному зрителю, почему красные лучше белых.
Картина не сохранилась до наших дней, но ее название многие восприняли столь серьезно, что предложили в очередной раз переименовать Северную столицу. И хотя Петроград не стал тогда Пролетарградом, был основал «Пролетарградский кинокомитет», занимавшийся развитием передвижных кинотеатров. Первой «передвижкой» организации стал грузовик с тентом.
Вопрос транспорта для кинопередвижек тогда стоял весьма остро. Аппаратуру для показа тогда еще короткометражных картин перевозили на санитарных автомобилях, оставшихся от императорской армии, а зачастую — и просто на телегах. Дела пошли в гору к концу 1920-х: несколько грузовиков прошли капитальный ремонт и стали кинотеатрами на колесах.
Технологии передвижного кино
Популярность «передвижек» стремительно росла, их обустройству посвящали целые исследования. Например, инженер Дмитрий Заонегин в конце 1920-х защитил дипломную работу с подробным описанием улучшенной модели кинотеатра на колесах.
Современная видеореконструкция проекта Заонегина
Поначалу кинопередвижки демонстрировали «немое» кино. С приходом в кинематограф звука пришлось создавать портативную аппаратуру, которая позволяла бы показывать новые фильмы. Такие киноустановки разных моделей начали появляться уже в 1930-х годах. Благодаря им миллионы советских граждан смогли увидеть «Путевку в жизнь» (1931) — первый отечественный звуковой фильм.
Создатели киноустановок отдавали предпочтение «узкой» 16-мм пленке, которая отличалась от стандартной 35-мм пленки как размером, так и объемом — копии фильмов на такой пленке занимали меньше места и были легче, что позволяло перевозить больше фильмов и реже менять бобины во время сеансов. Впрочем, звуковые киноустановки для 35-мм пленки появились уже в 1930-е и тоже широко использовались.
Советские кинотеатры в автобусах
Во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов первые автобусы, собранные сразу после Великой Отечественной войны, стали приходить в негодность. Их списывали со сложных маршрутов или разбирали на запчасти, а некоторые обретали вторую жизнь в качестве передвижных кинотеатров.
Помимо «зала», в таком кинотеатре нужно было разместить экран, проектор и генератор. Входов в «передвижку» было два: комфортный — для зрителей, и менее удобный — для киномеханика и водителя в одном лице. Чтобы свет не проникал через окна «передвижки», их завешивали плотными шторами или плакатами.
Самым распространенным автобусом для создания такой «передвижки» в те времена был автобус ЗИС-155. Переделать его под кинотеатр на колесах фактически мог любой энтузиаст. Так, в 1963 году уфимский водитель Степан Стуколкин, увлеченный киномеханикой, при помощи друзей переоборудовал такой списанный ЗИС под детский кинотеатр.
В салоне автобуса поставили экран и киноаппарат, а также уместили двадцать зрительских мест. Формальным владельцем «передвижки» стал местный кинотеатр, но водителем и киномехаником был сам Стуколкин. Он же придумал название — «Малыш». Репертуар состоял из детских картин и мультфильмов.
Кинематографическое «турне» изобретательного водителя с перерывами продолжалось до начала 1980-х годов. Стуколкин привозил фильмы в школы, парки и пионерские лагеря, а иногда и вовсе просто останавливал автобус в одном из дворов своего города и приглашал юных зрителей на сеанс.
Закат советских передвижных кинотеатров начался ближе к концу 1970-х с широким распространением домашних телевизоров. В 1980-е и особенно в 1990-е кинопередвижки практически исчезли в связи с появлением бытовых видеомагнитофонов. Сегодня «выездные кинотеатры» иногда работают в городских парках в теплое время и порой еще используются в некоторых малонаселенных регионах.