В 2018 году жительница Южной Африки по имени Эмили Блинк нашла на океанском побережье, к востоку от городка Стилл Бэй, странный плоский камень. Вы уже догадались, на какое животное он похож?
Вы догадались, кого напоминает ромбовидный кусок породы?
- 58.1%18Да, это легко
- 41.9%13Нет вариантов
Камень имел удивительно симметричную ромбовидную форму и выглядел в точности как обитающий в этих водах скат-хвостокол, только без хвоста.
Ученые из Университета Нельсона Манделы (ЮАР), статья которых
Возраст предполагаемого артобъекта, датированный по окружающим скалам, — приблизительно 130 тысяч лет (середина Каменного века). Его размеры составляют 35 сантиметров в длину, 30 сантиметров в ширину и 5–6 сантиметров в толщину. Симметрична не только форма камня — с одной стороны на его поверхности можно заметить симметрично расположенные бороздки в виде перекрещивающихся и не перекрещивающихся прямых линий. Кроме того, на «скате» присутствует несколько углублений. Основание камня, там, где у живого ската расположен хвост, как будто намеренно обрублено.
Зачем древнем предку высекать ската в камне?
Как предполагают ученые, древний человек мог бродить по пляжу и, увидев похожий по форме на хорошо знакомого ему ската кусок породы, поработать над ним каменным ножом, чтобы сходство стало еще более точным. Затем он мог символически ранить «ската» и отрезать его смертельно опасный хвост. Этот «набросок» затем остался лежать на берегу, снова став просто камнем.
Каменного «ската» из Южной Африки и расцвет «пещерного» искусства на территории Европы разделяют примерно 90 тысяч лет. Искусно нарисованные на стенах пещер изображения животных, первые из которых появились около 40 тысяч лет тому назад, являются загадкой для ученых — такой уровень художественного мастерства возник внезапно, как будто из ниоткуда, потому что более ранние образцы человеческого искусства представляют собой примитивные абстрактные символы.
Авторы статьи в Rock Art Research предположили, что скульптурные «наброски» из песчаника (они получили название аммоглифы), подобные «скату» из ЮАР, как раз и могли быть промежуточным переходным звеном между созданием абстрактных изображений и умением рисовать конкретных живых существ на стенах пещер. Не исключено, что множество таких аммоглифов, с первого взгляда неотличимых от обычных камней, лежит незамеченными на морских побережьях. Но если внимательно приглядеться, то это не просто камни, а образцы древнего искусства.
Как искусствоведы заметили на религиозной картине эпохи Возрождения доисторический топор, читайте в этой публикации Vokrugsveta.ru.