Группа микробиологов из Кембриджа
Авторы нового исследования несколько лет изучают восприимчивость человека к туберкулезу и причины, по которым одни люди, инфицированные бактериями, не заболевают, а иммунная система других не может уничтожить вирус. Ученых используют для этого рыбок данио, потому что их иммунитет имеет много общего с нашим.
В ходе предыдущей работы команда выяснила, что при лизосомных заболеваниях (группа довольно редких наследственных болезней) рыбки становятся более восприимчивы к туберкулезу. Из-за мутаций снижается выработка ферментов в лизосомах клеток, и они уже не могут эффективно расщеплять токсичные вещества, включая белки и жиры.
В частности, макрофаги, которые должны «пожирать» бактерии и другие чужеродные частицы, не могут их переварить, накапливают токсины, становятся «вялыми» и неспособными выполнять свою работу.
В новом исследовании ученые смоделировали у рыбок генетические варианты, которые вызывают болезнь Гоше у евреев-ашкенази. Их макрофаги действительно раздулись и не могли расщеплять определенный тип жира. Вопреки ожиданиям, данио не заболели при контакте с инфекцией туберкулеза.
Дальнейшее изучение феномена привело исследователей к жирному химическому веществу под названием глюкозилсфингозин. Он скапливается в макрофагах при болезни Гоше. Оказалось, что вещество растворяет бактерии туберкулеза за несколько минут, разрушая стенки их клеток.
«И вот рыбы втянули нас в дискуссию, которая продолжается в генетике десятилетиями: являются ли ашкенази каким-то образом менее склонными к заражению туберкулезом? Ответ, похоже, положительный», — говорит Лалита Рамакришнан.
При этом болезнь Гоше в этом случае менее опасна: от половины до 2/3 носителей она протекает бессимптомно. Туберкулез же убивал репродуктивное население планеты все Средние века, вплоть до XIX столетия. Поэтому вредный аллель заболевания Гоше подвергся положительному отбору у людей, которые часто сталкивались с туберкулезом, и закрепился, передаваясь из поколения в поколение.
Открытие этого «растворителя бактерий», по словам команды, может лечь в основу новых методов борьбы с туберкулезом.