В истории России есть немало примеров, когда на вершину научного олимпа поднимались люди из народа, не имевшие титулов, званий и связей. Хороший пример тому — Иван Иванович Лепёхин, имя и достижения которого сегодня помнят немногие. Vokrugsveta.ru рассказывает о его странствиях и заслугах.
В ученичестве
21 сентября (по н. ст.) 1740 года в Петербурге в семье отставного солдата (по другим сведениям — младшего офицера) лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Сидоровича Лепёхина родился сын, которого нарекли Иваном. Лепёхины жили небогато. Однако по закону дети солдат Семеновского полка имели право на получение начального и высшего образования, чем и воспользовался глава семейства.
Видя стремление сына к знаниям, Иван Сидорович написал прошение в Сенат с просьбой принять сына на учебу в академическую гимназию. Так как мальчик к этому времени уже умел писать и читать, просьба была удовлетворена.
Иван учился на казенном содержании, которого едва хватало, чтобы не умереть с голоду. Но трудности не отвратили его от учебы. Он был вторым по успеваемости учеником и в 1760 году, после сдачи экзаменов, был зачислен в студенты университета при Академии наук.
В течение двух с половиной лет Лепёхин преуспел в изучении философии, риторики, химии, но более всего он интересовался естествознанием. Желая специализироваться в этом направлении, в 1762 году он попросил Академию отправить его для продолжения образования в Европу. В итоге его просьбу одобрили — так Иван Лепёхин отправился в Стасбургский университет. Здесь он под руководством известных ученых постигал анатомию, физику, медицину. Особенное влияние на студента из России оказал профессор Якоб Рейнгольд Шпильман, прививавший ученикам любовь к изучению природы, сбору естественно-научных коллекций.
В 1767 году Иван Иванович защитил диссертацию «Об образовании уксуса», получил степень доктора медицины и отправился домой, в Россию.
В странствиях
В Академии наук вернувшемуся молодому ученому устроили испытание — дали задание описать взятые из Кунсткамеры образцы. Лепёхин блестяще выдержал очередной экзамен и был избран адъюнктом Академии наук. В 1768 году он возглавил отряд научной экспедиции Академии, которому предстояло всесторонне исследовать территории Поволжья и Урала, а также Север европейской части России.
Выдвинувшись из Петербурга к Новгороду, он принялся описывать все, что встречалось на пути. Так, во Владимирской губернии Лепёхин с интересом заносил в полевой дневник сведения о том, как местные жители отпугивают птиц с огородов, как используют лекарственные растения, добывают известняк.
В пути Лепёхин также записывал обычаи и приметы русских крестьян, быт мордвы, чувашей, татар, калмыков. Добравшись до Симбирска, отряд Лепёхина отправился обследовать астраханские степи, Урал.
В 1770-м экспедиция добралась до Тобольска, где провела зиму, а затем отряд Лепехина отправился на Русский Север. В частности, в Архангельске ученому посчастливилось отыскать список «Русской Правды», на основе которого он впоследствии подготовил одну из первых публикаций этого свода законов Киевской Руси.
Значительную часть времени Лепёхин уделял описанию различных представителей животного мира. «Мы обыкновенно предпочитаем редкое и удивительное известному и большую пользу нам приносящему, а что ближе подлежит испытанию нашему, преходим мы с достойным хулы небрежением… Нам полезнее знать рыб, в наших реках ловимых, нежели раковин, в отдалённых морях находящихся», — писал естествоиспытатель.
В 1772 году, после четырехлетних странствий, Иван Лепёхин вернулся в Петербург. На основе собранных материалов и коллекций ученый вскоре написал книгу «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства».
Но долго в стенах Академии Лепехин сидеть не намеревался. Уже в 1773 году он по поручению руководства отправился изучать природу Белоруссии и Лифляндии. В ходе этой поездки, длившейся девять месяцев, ученый собрал уникальные сведения о флоре, фауне, национальном составе, особенностях хозяйства осмотренных провинций.
В 1774 году Лепехин возглавил Императорский Ботанический сад в Петербурге и сосредоточился на обработке собранных в экспедициях материалов.
В звании академика
Заслуги Лепёхина перед русской наукой был столь велики, что еще в 1771 году ему было присвоено звание академика. Вскоре своим членом его избрали и многие зарубежные научные общества. В 1777-м Лепёхин занял пост инспектора Академической гимназии, а с 1783 года был непременным секретарем Академии наук.
Несмотря на успех, признание среди коллег, внимание правительства, он оставался скромным и очень трудолюбивым человеком: вместе с другими учеными создавал Словарь Академии Российской, писал работы о лекарственных растениях, готовил к изданию свои записки о путешествиях, переводил труды французского натуралиста Жоржа-Луи Леклерка де Бюффона и не забывал передавать знания молодому поколению. Ученики гимназии отзывались о нем как о заботливом педагоге и личности, преисполненной благородства.
В 1800 году Лепёхина удостоили большой чести — его портрет повесили в зале заседаний Академии. Через два года выдающийся исследователь ушел из жизни. Он был похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
Память об Иване Лепёхине увековечена в наименовании двух родов растений, а также в названиях горы на Северном Урале, села в Саратовской области и станции Приволжской железной дороги.