В коллекции Эрмитажа есть красивый серебряный кубок в виде корабля. Его паруса, также отлитые из серебра, будто наполнены ветром, а на мачте реет российский стяг. Карму украшает барельеф с изображением дерева и двух фигур. На палубе расставлены фигурки стрелков, копейщиков, среди которых возвышается фигура капитана. Хмельной жидкий рубин, плескавшийся в корпусе судна несколько веков назад, лился из рожка-бушприта на пирах Петра I. Подобные кубки были весьма популярны в Европе с начала эпохи Великих географических открытий. Из них пили за здравие мореплавателей, за успех благих начинаний, дальних странствий. Однако этот кубок — особенный, ибо с ним связаны важные события в российской истории.
Кубок поднесли Петру Великому в качестве подарка. Можно предположить, что царь был доволен, ведь страсть государя к кораблям и флоту была общеизвестна. Кроме того, он с детства любил серебряные игрушки, сувениры. Еще в 1676 году царь Алексей Михайлович приказал купить для наследника Петра Алексеевича «игрушек серебряных или каких добыть мочно». В тот же день в торговом ряду Москвы были приобретены ящик с маленькими серебряными сосудами, три ложки, четыре тарелки, солонка, кресло и другие предметы, в которых содержалось более двух фунтов серебра.
Играя серебряными игрушками, маленький Петр вряд ли догадывался, что в его стране нет своего серебра. Драгоценный валютный металл приходилось покупать за границей. Алексей Михайлович вынужден был перечеканивать иностранные деньги, дабы иметь собственные, московские.
По странной иронии судьбы в том же 1676 году в Даурии, куда с огромным трудом пробирались отчаянные землепроходцы, были открыты серебросодержащие руды. Понадобилось еще несколько лет, чтобы выплавить из них первое отечественное серебро. В 1689-м в Даурии, на границе с Китаем, у подножия горы Кресовой, был заложен первый в России сереброплавильный завод, поначалу называвшийся Аргунским, а потом переименованный в Нерчинский.
Приняв власть, повзрослев, Петр осознал значение событий, происходивших далеко от Москвы, за Байкалом, во времена его юности. Отныне его держава обретала независимость от поставок иноземного серебра, а значит, могла чеканить свою монету! Это было чрезвычайно важно ввиду грандиозных планов царя-реформатора.
Петр требовал как можно скорее достроить завод. Его наказы были исполнены. Уже в 1704 году под руководством воеводы Петра Саввича Мусина-Пушкина Аргунский завод начал регулярные поставки серебра.
Тогда вовсю шла изнурительная Северная война, строился Петербург, Россия становилась европейской державой. Между тем с каждым годом количество выплавляемого серебра постепенно увеличивалось.
И вот в это-то время и был поднесен царю кубок-кораблик! На нем красовалась надпись:
«1706. Повелением великого императора Российского Петра Алексеевича сыскан серебряный металл в Сибири в Даурской провинции и ис первой пурификаци серебра сделан сей корабль».
Однако в 1706 году Петр еще не принял титул императора. Возможно, 1706-й, упомянутый в надписи, указывает на дату пурификации, то есть очистки привезенного серебра.
Как известно, Россия стала империей в 1721 году, одержав победу над Швецией. В честь заключения Ништадтского мира государь повелел отлить из нерчинского серебра медали с надписью «Сия медалия из серебра домашнего», напоминавшей о том, сколь важен для страны собственный валютный металл. Видимо, тогда же Петр поднял и серебряный кубок-кораблик, олицетворявший Россию, чья сила и мощь ковались у подножия серебряной горы в Сибири.