Астрология, которую принято делить на западную и восточную, базируется на представлениях о существовании связей между движением небесных тел и судьбами людей, а также о влиянии звезд и планет на земные события. И сегодня находятся те, кто склонен верить в астрологию, а в эпоху Античности она развивалась бок о бок с астрономией и играла важную роль в общественной и политической жизни Средиземноморья. Так называемая западная астрология стала сплавом философских представлений древних греков и их местами ошибочных астрономических изысканий.
Ближневосточные корни астрологии
Астрология была одним из множества способов предсказывать будущее, которые практиковали в Ближнем Востоке за несколько тысяч лет до нашей эры. Одно из направлений ближневосточной астрологии было связано с попытками связать знамения — необычные явления на небе, включая затмения или удары молний, с катаклизмами или иными важными событиями. Прогнозы такого рода относятся по меньшей мере к VIII веку до н. э.
При этом древние астрологи опирались на достижения астрономии. В первом тысячелетии до нашей эры астрономы Ближнего Востока создали математический инструментарий для расчета движения звезд и планет. Это позволило составить более точные лунные и солнечные календари, а вскоре были предприняты и попытки связать движение небесных тел с событиями, происходящими на Земле.
К V веку до н. э. вавилонские астрологи уже искали связи между положением планет и звезд в момент рождения конкретного человека и его судьбой, но настоящую популярность такая персонализированная астрология обрела уже в эллинистический период.
Развитие эллинистической астрологии
В греко-римских источниках, относящихся к периоду греко-персидских войн в V веке до н. э., содержатся упоминания об астрологах среди персидских сановников. Однако считается, что греческое общество «заболело» астрологией гораздо позже. Согласно эллинистическим авторам, с астрологическими традициями Месопотамии греков познакомил вавилонский историк и жрец по имени Берос, основавший около 280 года до н. э. астрономическую школу на острове Кос.
Эти семена упали на благодатную почву: знания о физике и астрономии, сформировавшиеся к тому времени в Древней Греции, создали подходящую интеллектуальную среду для распространения астрологических теорий. Усиление культурного обмена с Ближним Востоком, несомненно, способствовало развитию астрологии в Греции.
Во многом астрология оказалась созвучна религиозным верованиям, философским и медицинским теориям, распространенным в то время в Средиземноморье. Особенно важную роль в развитии эллинистической астрологии сыграл Египет династии Птолемеев: именно там были обнаружены самые ранние греческие гороскопы на папирусах и глиняных черепках (остраконах). Эти находки датируются I веком н. э., однако историки считают, что гороскопы начали составлять в Египте как минимум в I веке до н. э.
Многие сохранившиеся тексты по эллинистической астрологии сочетали в себе не только греческие идеи, но и фрагменты египетской и вавилонской космологии. Авторы этих текстов стремились повысить свою привлекательность, ложно ссылаясь на якобы невероятно древние египетские или ближневосточные астральные знания. На самом деле древние египтяне относительно мало интересовались астрологией до эллинистического периода.
Астрология и астрономия
В основе греческой астрологии лежало изучение взаимного положения небесных объектов, важность которых оценивалась по размеру и яркости. Особо значимыми для астрологов были семь объектов: Солнце, Луна, Марс, Венера, Меркурий, Юпитер и Сатурн. За каждым из них был «закреплен» свой бог. Гелиос — за Солнцем, бог войны Арес — за Марсом, Зевс — за Юпитером и т. д.
Во времена Античности господствовало мнение, что небесные тела движутся вокруг Земли. Это заблуждение было оспорено Аристархом Самосским уже в III веке до н. э. Однако его модель гелиоцентрической Вселенной не получила широкой поддержки. В течение столетий мироздание представлялось в виде купола над Землей, по которому движутся звезды и планеты.
Еще в Месопотамии траектория видимого с Земли годичного движения Солнца относительно звезд (эклиптика) была разделена на 12 секторов, которые ассоциировались с различными созвездиями, носившими (за исключением Стрельца) названия животных. Собственно, слово «зодиак», которым назвали совокупность этих созвездий происходит от древнегреческого словосочетания zōdiakos kyklos, означающего «круг животных».
На практике древнегреческие гороскопы основывались на простых астрономических данных, включая взаимное положение планет и знак зодиака, под которым был рожден человек. Греческое слово «гороскоп» буквально означает «наблюдающий за часами», что подчеркивает важность времени и места для расчета этих положений. На основе этих данных астрологи надеялись получить исчерпывающую информацию о жизни человека.
Астрология и философия
Наблюдая за влиянием Солнца и Луны на Землю, древние натурфилософы предположили, что эти и другие небесные объекты могут влиять на жизнь людей. Например, состояние здоровья человека и поведение животных связывали с фазами Луны.
Различные религиозные и философские течения сформировали собственные теории о природе звезд. При этом многие философы сходились во мнении о божественном происхождении светил. Стоики, а также приверженцы учения Аристотеля считали, что звезды были сделаны из того же материала, что и человеческая душа. Эпикурейцы же предполагали, что звезды — это всего лишь объекты, движимые ветром.
Заметное влияние на греческую астрологию оказала теория философа Посидония, жившего во II–I вв. до н. э. Он считал, что все элементы во Вселенной взаимосвязаны. Эта теория о «мировой симпатии» означала, что небесные тела могут оказывать влияние на земные явления и поведение человека. Некоторые философы соглашались с тем, что положение планет можно использовать для предсказаний, но считали, что небесные тела не влияют на события непосредственно.
Эллинистические астрологи часто использовали философские идеи, чтобы обосновать свои теории. Однако многие философы критиковали астрологию за ее неточность. Философ-стоик Диоген Вавилонский утверждал, что астрологи не могут предсказывать судьбу. В качестве доказательства ученый приводил в пример братьев-близнецов, судьбы которых складывались по-разному, хотя они и рождались одновременно. Кроме того, уже в древние века многие философы считали предсказание будущего неэтичным и даже опасным.
Астрология и медицина
Авторы греческих и римских медицинских трактатов предполагали, что положение небесных тел влияет на здоровье человека и его личностные качества. Медицинские трактаты описывают практику использования астрологии для определения лучшего времени для лечебных процедур, а также для составления прогноза выздоровления пациента.
В эллинистической астрологии человеческое тело было разделено на двенадцать частей, каждая из которых управлялась одним из знаков зодиака. Руководствуясь этими представлениями, некоторые врачи пытались лечить пораженные части тела с помощью веществ, ассоциирующихся с определенным знаком зодиака.
В V веке до н. э. древнегреческий врач Гиппократ выдвинул гипотезу, что «все тела состоят из горячего, холодного, влажного и сухого». Позднее эта мысль трансформировалась в теорию о четырех типах личности. Однако первоначально идея Гиппократа нашла свое применение в астрологии. Именно благодаря ей зодиак был разделен на группы из знаков четырех стихий: воздуха (Весы, Водолей, Близнецы), огня (Овен, Лев, Стрелец), земли (Телец, Дева, Козерог) и воды (Рак, Скорпион, Рыбы).
Астрология в повседневной жизни древних греков
Древнегреческая культура придавала большое значение нематериальной стороне жизни. Люди искали способы понять и контролировать свою судьбу с помощью магии, заклинаний и амулетов. Многие из них обращались к астрологам за советом, когда дело касалось выбора момента для решительных действий, поиска украденных вещей и трактовки случившихся событий.
Люди, посещавшие астрологов, часто интересовались, что может ожидать их в будущем. Однако древние гороскопы, в отличие от современных, не давали прогнозов о личной жизни и эмоциональном благополучии человека, зато предсказывали важные события, в том числе смерть.
Древние астрологи, составляя прогнозы для обратившихся к ним людей, опирались на различные астрономические данные, но результаты их работы были противоречивы и могли быть интерпретированы по-разному, как, впрочем, и сейчас.
Политика и гороскопы
Астрология, как и другие формы гадания, использовалась не только в личных, но и в политических целях. В поздний эллинистический период широкое распространение получила практика составления гороскопа, предсказывающего судьбу города и его жителей по дате основания населенного пункта.
Правители использовали астрологию в пропагандистских целях. Например, в эллинистической Сирии и Александрии чеканили знаки зодиака на монетах. Позже эту практику переняли римские императоры. Знаки зодиака также были изображены на потолках храмовых комплексов Птолемеев в Исне и Дандаре.
Некоторые астрологи становились советниками правителей. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский пишет, что вавилонские астрологи предсказывали по звездам судьбу персидского царя Дария I, а также диадохов Селевка I Никатора и Антигона I. Античный историк Страбон утверждал, что вавилонянин по имени Судинес делал предсказания для царя Пергама Аттала I во время Галатской войны.
Греческая астрология после эллинизма
Как и многие достижения эллинистической культуры, древнегреческие астрологические традиции перекочевали из Средиземноморья в другие регионы Европы и Азии. Самое значительное влияние в этой сфере древние греки оказали на Индию и Римскую империю. Именно римским авторам, таким, как Плутарх, современные историки обязаны знаниями об эллинистической астрологии. В то же время именно римские философы, включая Цицерона и Секста Эмпирика, впоследствии сформулировали важные аргументы против астрологии.
Двумя наиболее важными сохранившимися греческими текстами об астрономии и астрологии считаются «Альмагест» и «Тетрабиблос» соответственно. Оба были написаны римским математиком Клавдием Птолемеем во II веке н. э. «Альмагест» посвящен точной науке астрономии, а написанный чуть позже «Тетрабиблос» подробно описывает историю и законы астрологии. В Средневековье именно «Тетрабиблос» считался основным трактатом об эллинистической астрологии.
Через римских авторов греческая астрологическая традиция, наряду с другими псевдонаучными и религиозными верованиями, перекочевала в средневековую и европейскую литературу. В результате современная Западная астрология в значительной степени опирается на символику и терминологию древних греков.